Станислав КАЮМОВ "РАЗОБЛАЧЁННАЯ АФРИКА" 2000 г.
(назад, в оглавление)

линия

блестящая карьера царицы Савской :
Драма в двух актах с умопомрачительными загадками, сексуальными похождениями и невинным воровством

АКТ ПЕРВЫЙ:
Ослиные копыта царицы Савской :
Встреча царя Соломона и матери легендарного родоначальника первой эфиоп­ской династии.
Х век до н.э.

  “ И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин [...] из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым : “не входите к ним, и они пусть не входят к вам” [...] и развратили жены его сердце его. “

                                                 Ветхий Завет, Третья Книга Царств, 11: 1 -- 3.

         Прослышав о великой мудрости царя Израильского Соломона, решила царица Савская убедиться в этом воочию. Нагрузив караван верблюдов несметным богатством – золотом, драгоценными каменьями, благовониями, -- и преодолев долгий путь через пустыню, пришла она к царю.

        Много вопросов задала Соломону исполненная любопытства царица, и не было такого, на который не смог бы ответить мудрый царь. “ И сказала царю : верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей. [...] И царь Соломон дал царице все, чего она желала и чего просила [...] И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее. “ ( Третья Книга Царств, 11: 6, 13 ).

      Через несколько месяцев у царицы родился мальчик -- будущий основатель эфиопской династии Соломонидов, знаменитый царь Менелик I. Потомкам его суждено было процарствовать почти три тысячи лет. Последнего из них – императора Эфиопии Хайле Селассие – свергли лишь в 1974 году.

    Специально для недоверчивого читателя: Что здесь правда, а что – легенда?

         Все, о чем написано выше, автор позаимствовал из двух источников – из Библии и книги “Кебра Негаст” (Слава Царей), написанной в Эфиопии в начале ХIV века и считавшейся официальным документом по генеалогии царствующего дома. Вроде бы обеим этим книгам можно доверять – ведь их авторитет проверен столетиями. Но вопросов у непредвзятого читателя все же возникает предостаточно. Попробуем на них ответить, причем на этот раз воспользуемся и другими источниками – а их было великое множество. Ведь царица Савская – излюбленная героиня многих мифов, легенд, картин Веронезе и Рубенса, сочинений Флобера и Гамсуна ...  Везде перед нами предстает образ обольстительной красавицы, Женщины в истинном смысле слова – влекущей, волнующей и чарующей. И все же присмотримся к ней попристальней. Прежде всего :

    Как звали царицу Савскую ?

      Что за вопрос? -- может сказать не очень внимательный читатель. – Конечно, Сав ... – и прикусит язык. Вот именно! Имя ее в Библии не названо, а “Савская” – это не фамилия вроде Савицкой, а лишь название страны Саба, или Шеба. Назвать царицу “Савской” –  все равно, что написать “императрица Российская”, не уточнив, какая : Екатерина I, II, Анна Иоанновна, а то и вовсе ветреная Елисавет. ( Между прочим, это лишний раз говорит о подлинности библейской истории : автор не стал брать имя царицы с потолка и писать того, о чем не знал.)

       Но вот его последователи, рассказывавшие о посещении царицей Соломона, не были столь щепетильны : “язычники” называли ее Алмакой, мусульмане – Билькис, эфиопы – Македой ... Всех, однако, превзошли некоторые еврейские комментаторы Библии : по их мнению, царица – не более, не менее, как дьяволица Лилит – мерзкая и волосатая !

       Иначе говоря, имени царицы Савской до нас не дошло. Мало того, тут же можно задать и еще один вопрос:

    Была ли “царица” Савская царицей ?

          Самая старая надпись, найденная в Сабе, относится к VIII веку до нашей эры. Значит, за полтора века до этого, когда, как считается, произошла встреча царицы Савской с Соломоном, государства Саба еще не существовало: оно появилось позже. Так что же – все это миф?  Не думаю. Скорее – преувеличение. Древние обожали это делать. Не в обиду уважаемой мною Библии будь сказано, но все эти “города”, которые захватывали воинственные израильтяне, -- судя по описанию, не более плохонькой нынешней деревушки.

        Соответственно, и “царица” Савская, скорее всего, была лишь предводительницей одного из кочевых племен. Косвенное указание на это дает и пророк Мухаммед, когда говорит в Коране о том, что Сулейман ( Соломон ) потребовал от царицы явиться к нему, и та явилась, поелику убоялась кары за непослушание (сура “Муравьи” ). Ну, что это за “царство” такое слабенькое, что его всякий обидеть может ?

         Таким образом, хваленая “царица” вовсе не была царицей, и имени ее до нас не дошло. Так может, сохранилось хотя бы описание ее внешности ?

    Как выглядела царица Савская ?

       Вынужден разочаровать читателей, смотревших на видеокассете фильм с Джиной Лоллобриджидой : увы, судя по всему, царице было далеко до прекрасной итальянки. Не могут же врать все сразу : иудеи, говорившие о, пардон, волосатых ногах царицы ; мусульмане, наделившие ее в легендах ослиным копытом, христиане, сокрушавшиеся о гусиной лапе своей любимицы...

        Даже эфиопы, считавшие царицу матерью великого основателя своего государства, честно упоминали – хотя и, наверно, со скрежетом зубовным – о ее “козьей ноге”. В общем, внешность царицы явно подкачала: из песни слова не выкинешь, -- хотя, честно говоря, жаль разрушать этот прекрасный образ.

      Не мог смириться с этим и Соломон, слывший большим – как бы это помягче сказать ... сластолюбцем. ( Мало ему было семисот жен и трехсот наложниц ( !!!) – еще и чужеземную царицу соблазнил за учеными беседами, доказательством чему маленький Менелик. )

       По одной арабской легенде, до Соломона дошли слухи о небезупречности ног царицы. Хитрец повелел сделать в тронном зале пол из стекла, и когда Савская прелестница зашла, она решила, что ступила в воду, и задрала юбку до колен. О ужас! -- царице действительно нужна была бритва.[i]  Будучи великим эстетом, Соломон повелел изготовить для царицы специальный крем, на тысячелетия опередив фирму “Проктер энд Гэмбл” в создании депиляторов.

      Когда все препятствия к беседе по душам были, наконец, преодолены, царь уединился с гостьей. Не знаю, на что он рассчитывал, но явно не на то, что царица вдруг, ни с того, ни с сего, начнет задавать ему загадки. Причем загадки – как бы это сказать, не обидев даму, -- несколько необычные.

    Мудрые загадки царицы Савской

    Для разминки царица вопросила : “ О царь ! Скажи, что это такое – колодец деревянный, ведра железные ; набирают камни, а разливают воду ? “ Для смекалистого Соломона это, конечно, пустяк. “Трубка для умащений ”, – тотчас ответил он.[ii]

      Несколько обескураженная, царица продолжила : “ Какая сладкая вода не исходит ни от неба, ни от земли, но прекрасно утоляет жажду ? “ – “Лошадиный пот, конечно ! “ – не моргнув глазом, ответил мудрый царь.

(Неужели пил ? )

      Последующие тесты на уровень развития интеллекта были такого же рода, поэтому, чтобы читателя раньше времени не стошнило, спешу закончить. Скажу только, что все загадки царь успешно разгадал, и царица должным образом восхитилась. Самое время перейти к следующему этапу обольщения. Что Соломон и делает : он велит ... накрывать на стол. Ну, ему виднее.

    Последствия трапезы в доме сексуального царя

           Перед этим, явно почувствовав что-то неладное, царица попросила Соломона поклясться, что тот ее не изнасилует. “ Конечно-конечно, -- ответил царь, -- но только с условием, что ты, в свою очередь, поклянешься не брать без разрешения ничего из моего дома. “ – Царица, только что подарившая Соломону несметные сокровища, почему-то не возмутилась и с легкостью поклялась. Ох, недооценила она хитромудрости царя Израильского!

        А тот не зевал : подкладывал гостье кусочки все больше соленые, кислые да перченые. И естественно, после ужина, когда все разошлись по спальням, царице мучительно захотелось пить. У ее изголовья царь предусмотрительно поставил кувшин с водой и стал подсматривать ( ! ) в специально проверченную дырочку в стене.

        Слаб человек – и бедная царица не вытерпела, отпила немного из кувшина, -- то есть, с большой натяжкой говоря, все-таки кое-что взяла без спросу, а значит, нарушила клятву. Царь был тут как тут, и богобоязненной царице пришлось-таки выполнять условия договора...

    Что было дальше

             Восхищенная такой невиданной мудростью Соломона, царица вознесла хвалу богу Израиля Яхве ( но не обратилась в иудейскую веру ! -- честный библейский автор об этом не пишет. Это потом уже стали по-разному толковать ее слова : “ Да будет благословен Господь, Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев ! “ ).

           Настала пора возвращаться домой. Соломон одарил царицу многими дарами, и та повела свой караван обратно. Через несколько месяцев по возвращении у нее родился сын. Это и был будущий основатель эфиопской царской династии:

     Менелик Соломонович – безотцовщина

       Дитя росло без отца, и царица Македа ( так ее называют в эфиопских легендах, из которых автор, в основном, и взял дальнейшие факты) не спешила открыть ему тайну его рождения. Но время шло. Мальчик все больше становился похожим на Соломона – такой же пригожий да сильный. Играя со сверстниками, он всегда их побеждал, и тем стало ясно, что такой удалец явно имел необыкновенного отца. После настойчивых просьб мать во всем призналась мальчику и отпустила его навестить Соломона.

          Царь Израильский встретил сына с превеликой пышностью – возможно, еще и потому, что чувствовал некоторую вину перед соблазненной царицей. Ведь последнее время ему постоянно снились кошмары : он видел, как солнце Израиля перемещается в Эфиопию (чувствуете намек, читатель? Писали это, конечно, эфиопы). К тому же выяснилось, что Менелик – его старший сын

( видимо, знаменитые 700 жен и 300 наложниц отлынивали от своей основной работы ). И Соломон предложил Менелику стать его наследником на троне Израильском.

           Мальчик, однако, гордо отказался, попутно безудержно расхвалив свою родную Эфиопию, где, якобы, прекрасные земли, здоровый климат и люди не испытывают недостатка ни в чем. ( При этом он, мягко говоря, преувеличил достоинства своей несчастной страны : даже сейчас там отнюдь не рай земной, и люди десятками тысяч умирают от голода – вспомним, хотя бы, страшный голод 1985 и 1991 годов. Просто мальчик был патриотом и не считал нужным хулить Родину перед иностранцами ).

          Так что, как ни хотел Соломон видеть своим наследником непременно эфиопа, пришлось ему отступиться и отпустить сына домой. Однако в качестве свиты он дал Менелику всех первенцев вельмож и священников своих. Ох, как не хотелось тем уходить в далекую и неведомую Эфиопию! И, чтобы несколько подсластить горечь разлуки с родиной, они решили украсть и унести с собой ни много ни мало – главную святыню Израиля, ковчег Завета, в котором хранились скрижали Десяти заповедей.

         Сказано – сделано. Ковчег был украден, и, как считают эфиопы, до сего дня хранится в одной из церквей их древней столицы Аксума. Милость Божия окончательно ушла из Израиля в Эфиопию.

     Такова, вкратце, история царицы Савской и сына ее Менелика, восстановленная по самым разнообразным источникам. Что-то здесь – правда, но кое-что явно преувеличено. Попытаемся разобраться, как обстояло дело в действительности. Вначале выясним самое главное : где жила царица Савская и при чем тут, собственно, Эфиопия.

    Итак :

АКТ ВТОРОЙ:
КАК ЦАРИЦА САВСКАЯ СТАЛА ИМПЕРАТРИЦЕЙ ЭФИОПСКОЙ:

Основание первого эфиопского государства.

I
век н.э.

     Где была земля царицы Савской ?

            Тоскливо становится при мысли о том, что приходится объяснять, где находилось великое царство, некогда соперничавшее с самим Египтом. Где оно теперь? Не осталось и следа. Лишь несколько развалин да полустертых надписей средь пустыни ...

         Царство это – Саба, или Шеба, располагалось на юго-западе Аравийского полуострова – “счастливой Аравии”, как называли ее древние. Бесчисленные караванные тропы связывали это богатейшее государство с Палестиной, Месопотамией, Египтом, Индией и даже Китаем. Из Сабы везли золото, ладан и мирру, драгоценные камни... ( Вспомните! Именно их царица подарила Соломону ).

        Все это везли из Сабы –  но добывали, скорее всего, не там, а неподалеку – в Африке. Посмотрите на карту. Лишь узкий пролив отделяет Аравию от Эфиопии, и народы соседних континентов общались друг с другом с незапамятной, глубочайшей древности. То сабеяне завоевывали эфиопов, то эфиопы –  неугомонных сабеян. Но долгое время все эти “завоевания” больше напоминали бандитские набеги: напал – пограбил – убежал.

        И лишь в I веке н. э., через тысячу лет после царицы Савской, сабеяне сумели, наконец, закрепиться на африканском побережье и, вместе с местными хамитскими племенами, основать там новое государство, получившее название Аксум.

        Географическое положение этого государства было чрезвычайно выгодным: оно находилось на самом перекрестке торговых путей из Африки на Ближний Восток. И естественно, что уже очень скоро Аксум начал расти и богатеть на торговле. Через его главный порт Адулис проходила большая часть потоков африканского золота, слоновой кости, ценных пород дерева ... Не брезговали там и торговлей ближним своим – африканских рабов, сильных и неприхотливых, охотно покупали по всей Азии, да и до Европы они доходили.

            К первой половине VI века Аксум стал богатой и могущественной державой. Кроме огромных владений в Африке, в вассальной зависимости от него находился и юг Аравийского полуострова. Казалось, что так будет всегда, и ничто уже не омрачит будущего этого процветающего государства. 

            Началом конца стал путч полководца Абрахи в 543 году, в результате которого влияние Аксума в Южной Аравии сильно ослабло. Этим воспользовались персы, заставившие Константинополь перевести свою торговлю с Африкой и Индией с водного пути через Красное море на караванные наземные маршруты. И наконец, довершили дело через сотню лет арабы-мусульмане, окончательно вытеснившие “неверных” аксумитов из морской торговли.

           Аксум потерял свое значение в качестве великой торговой державы. Центр его экономической жизни сместился к югу, в богатые зерновые районы, где аксумиты ассимилировались местным кушитским населением. То были “темные” годы в истории Аксума – лет двести об этом государстве практически ничего не было слышно.

     Возрождаться страна начала лишь в ХII веке, когда на престол взошла династия Загве, происходившая, по-видимому, из местного кушитского племени агав ( хотя сами Загве вели свою родословную от Моисея и называли себя евреями).

        Самым известным из этих царей был император Лалибела, правивший в начале ХIII века. При нем были построены совершенно уникальные архитектурные сооружения – церкви, выдолбленные из скальных монолитов. Можно себе представить, какого каторжного труда это стоило! Единый огромный камень обтесывался и изнутри, и снаружи, причем при этом возможны были абсолютно невероятные, с точки зрения строителя, решения. Например, в одной из монолитных церквей купол, как на веревочке, висит на оставленной сверху каменной перемычке, соединяющей его со скалой. Такие здания строились на века, и еще сегодня их сохранилось множество по всей Эфиопии.

       Примерно в 1270 году династия Загве была свергнута, а последний ее представитель, как водится, убит. К власти пришел новый царь, Йекуно Амлак, происходивший из народности амхара. Новой династии нужно было как-то объяснить народу, по какому, собственно, праву она захватила власть. Причем следовало так построить пропаганду, чтобы убедить в своей легитимности все население – или, на худой конец, хотя бы почти все. А народ в стране жил самый что ни на есть пестрый – и по расе, и по языку, и по вере.

К какой расе принадлежат эфиопы ?

          На первый взгляд, ответ ясен – к негроидной, ведь они же черные. Ой ли ? А почему тогда такие тонкие черты лица, характерные скорее для семитского, еврейско-арабского типа ? Эфиопы и их соседи сомалийцы, хотя и имеют черный цвет кожи, резко отличаются от своих соседей к югу, принадлежащих к негроидной расе.

        Ответ лежит в древней истории страны, которую мы только что вкратце рассмотрели. В этой истории происходило постоянное смешение рас, племен и языков. Семиты (“белые”) в разных пропорциях и сочетаниях смешивались с представителями негроидной (“черной”) расы, образовав особую расу, которую так и называют -- эфиопской. Кроме того, на юге страны живет немало “чистых“ негроидов из племен галла, а на севере – “чистых” семитов, не ассимилированных местным населением.

          Не менее пестр и религиозный состав населения.

Какую религию исповедуют эфиопы ?

       Казалось бы, и это ясно. С детства нам внушали, что эфиопы – христиане, почти что свои люди, православные. Это правда, но не вся. Действительно, в Эфиопии живет немало христиан – примерно половина от всего населения. Эфиопская православная церковь – одна из старейших христианских  конфессий в мире. Многие века она играла главенствующую роль в культуре и политике страны, выступая в роли официальной религии правящей верхушки до самого свержения монархии.  Приверженцы этой религии живут в основном на плоскогорьях севера Эфиопии, но влияние ее чувствуется по всей стране.

         Мусульман в стране примерно четверть. Наибольшее влияние их религия имеет в окраинных провинциях страны, но есть небольшие вкрапления мусульманских общин и в центральных регионах. Формально ислам существует на равных правах с христианством, но фактически ни о каком равенстве нет и речи. Напряженность и взаимное недоверие в отношениях между двумя конфессиями чувствовались всегда, но особенно усилились с недавних пор, после того, как в соседнем Судане пришли к власти исламские фундаменталисты.

         До последнего времени в стране было немало и правоверных иудеев. Иудаизм исповедовали так называемые фалаши, жившие в районе древнего города Гондер. Как мы уже говорили, принадлежали они в основном к местной народности агав. Их религия резко отличается от ортодоксального иудаизма, и израильский верховный раввинат долго отказывал им в праве называться евреями. Лишь в 1975 году это право они получили – и вовремя! Во время страшного голода 1985 года почти все они были вывезены на самолетах в Израиль. Американское правительство официально назвало эту акцию “Операция Шеба” (то есть царица Савская!).

                 Ну, а остальные жители Эфиопии – “язычники”-анимисты, среди которых распространены самые разные традиционные африканские верования. В основном они принадлежат к племенам нилотской группы и живут на юге страны.

    Царица Савская как символ единства страны

          Разные племена, разные расы, разные верования ... Каким образом объединить их в одном государстве, внушив попутно мысль о незыблемости и богоизбранности царствующей династии ? Вопрос непростой. Но ответ на него все же был найден, -- ответ блестящий : царица Савская ! Ведь к ней неплохо относятся и христиане, и мусульмане, и иудеи. И вступившую на престол династию стали официально производить от этой богобоязненной царицы, столь любившей задавать непростые загадки.

        Так вот и случилось, что жившая (или не жившая) три тысячи лет назад царица (или вовсе не царица) стала считаться родоначальницей старейшей монархии в мире. И предназначение свое она выполнила с честью.

        Имя царицы Савской помогло сплотить страну против внешних врагов. Эфиопия – единственная в Африке ! -- никогда не была ничьей колонией и сохранила независимость вплоть до сегодняшнего дня. Арабы и португальцы, англичане и итальянцы – кто только на нее не покушался ! О героической борьбе эфиопов против иноземных захватчиков можно писать тома и тома. Мы же скажем только, что гордый и свободный народ всегда помнил о своей праматери и не уронил ее достоинства. И если даже она – не более, чем легенда, все равно своей славной многовековой историей эфиопы заслужили право именоваться потомками царицы Савской.


[i] Это напоминает мне прискорбную историю о том, как в Чехословакии в 1968 году один наш солдат из Средней Азии, никогда доселе не видевший огромных стеклянных витрин в магазинах, прошел сквозь стекло. Рядом с огромной дырой в форме его туловища чехи потом повесили табличку : “Для советского солдата нет преград !”

[ii] Ну конечно, трубка для умащений, что же еще ? Признайся, читатель, ты тоже сразу догадался?