Станислав КАЮМОВ "РАЗОБЛАЧЁННАЯ АФРИКА" 2000 г.
(назад, в оглавление)

линия

ПОСЛЕСЛОВИЕ УСТАЛОГО АВТОРА

        Ну вот, читатель, и перелистнул ты последнюю страницу этой книги. Перед тобой прошли картинки интереснейших событий африканской истории с незапамятных времен до наших дней. Возможно, ты разочарован и гневно вопрошаешь: почему автор так мало написал о чисто африканской экзотике – колдовстве, масках, таинственных магических обрядах и прочем? И наоборот – почему так много уделил внимания контактам Африки с внешним миром?

       Да по одной простой причине: автор вообще не делит людей на африканцев, азиатов, европейцев и прочих. Мы все – один мир, единое Всемирное Человечество. И мы не очень-то изменились за прошедшие тысячелетия.

       В Африку пришла западная цивилизация, пришел телефон, телевизор, Интернет. Африканец надел европейский костюм и, высунув от усердия язык, сводит на компьютере дебет с кредитом. Вечером он пойдет на дискотеку или откроет банку пива “Будвайзер”. Казалось бы, цивилизовался человек, покончил с проклятым прошлым.

       Покончил? А представьте себе, что случится невероятное: ну, скажем, некая всемирная катастрофа, в результате которой все эти плоды цивилизации канут в тартарары. Что потеряет африканец?

       Да, в сущности, ничего: скинет модные брюки, жмущий в плечах пиджак, наденет соломенную юбочку, соорудит себе из подручных материалов копье – да и пойдет с веселой песенкой в джунгли, охотиться на слонов, как это до сих пор делают некоторые из его родственников. Особенно печалиться он не станет: ведь западная культура, западный образ мыслей не проникли глубоко в его сознание. Пожалуй, оно даже и к лучшему: ведь культура, основанная на культе эгоизма и безудержного потребления, подходит далеко не каждому – и уж, конечно, не тем народам, коллективизм у которых заложен в крови.

         Можете сколько угодно смеяться, но в этом мы не очень отличаемся от африканцев. И в Африке, и у нас, в России, природа не баловала человека. Для того, чтобы выжить в тропическом лесу или в неласковом климате Сибири, нужны общие, коллективные усилия. И мы, и они испокон веку жили вместе, общинами, у нас выработался особый склад мышления.

       Почитайте повнимательнее стихи, которые автор приводит в этой книге, и вы многое поймете в душе простого африканца. Нам одинаково не по нутру и ростовщичество, и социальное неравенство, и попытки тянуть одеяло на себя. Мы способны на самопожертвование в общих интересах и традиционно придаем больше значения духовному, а не материальному началу.

        Лет десять назад, когда автор жил еще в тесной комнатке аспирантского общежития на окраине Москвы, к нему заглянул один знакомый швед. Гостеприимный хозяин решил попотчевать гостя чайком. Он вытащил из шкафа здоровенный кипятильник отечественного производства, сунул его в большую эмалированную кружку с водой и включил в сеть. Швед с некоторым страхом покосился на эту железную дуру, похожую на электрошоковую дубину, и неуверенно вопросил:

        -- What is it?

        -- Russian boiler, – гордо ответил автор.

        Деликатный швед все-таки удержался от смеха и быстренько перевел разговор на свои впечатления от России, куда он приезжал уже не в первый раз. “Да, бедно, конечно, вы живете, -- сказал он. – Но есть у вас нечто такое, чего нет у нас, на Западе.”

        -- И что же это такое?

        -- Spirituality, Stanislav. Духовность.

 

        Тогда автор не поверил шведу. Эта самая “духовность” стояла у него в списке жизненных приоритетов далеко не на первом месте. Ему казалось, что сытому шведу хорошо говорить о всяких там духовных потребностях. А нам-то прежде следует удовлетворить потребности материальные: заработать побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать, хорошо питаться и жить с комфортом, не думая о хлебе насущном.

     Прошли годы. Автор много работал и, в общем-то, неплохо зарабатывал. Богатым он не стал – за счет собственного труда это невозможно – но минимального достатка все-таки добился. И давно уже чай он готовит не в кружке, а в электрическом чайнике “Сименс”, в окружении разных прочих прибамбасов, которые вроде бы как должны сделать жизнь легкой и приятной.

     Но вот доволен ли он? Нет. Теперь ему хочется сменить свой компьютер “Пентиум” на более мощный “Пентиум-III”, купить телевизор более современной модели, поменять свой старенький видик... Рано или поздно так оно и будет. И что потом?

        К тому времени появится нечто еще более совершенное, к чему, опять же, следует изо всех сил стремиться, как нас уверяет телевизионная реклама. “Купи компьютер “Вист” – почувствуй себя человеком!” –  “Купи жевательную резинку “Стиморол” – классная жвачка!” – “Выпей “Спрайт” – не дай себе засохнуть!”

       Ну, купил или украл все эти, не сомневаюсь, превосходные, товары – а там ведь опять на горизонте возникнет что-то еще более замечательное. И этому не будет конца. Беспрерывная, бессмысленная гонка за вещами, лишающая человека здоровья, иссушающая его мозг – вот она, современная западная цивилизация, к которой мы с недавних пор усиленно приобщаемся...

         И ладно бы только это! Но ведь погоня за материальными приобретениями приводит к самому страшному – мы обособляемся, раскалываемся на разные, враждебные друг другу, группы. Люди начинают делиться на самодовольных лидеров и полуголодных аутсайдеров. Бóльшая часть населения нашей страны живет в ужасающей бедности, чтобы зажравшийся “новый русский” смог поменять свой “Мерседес” на “БМВ”. Зависть, злоба, а в перспективе, если так будет продолжаться – несомненная кровь, и немалая. И ради чего?

      В бешеной круговерти, в беготне за колбасой и колготками, у нас не остается времени задуматься – а зачем, собственно, мы живем? Ну, протянем еще лет тридцать-сорок, а там, глядишь, и вечный покой...

      Неужели природа потратила миллиарды лет на то, чтобы создать такое совершенное существо, как человек, только для того, чтобы так легко выбросить свое творение на свалку? Не может такого быть: природа ничего не делает зря – абсолютно ничего. Цель и смысл жизни человека – в неустанном творческом труде, в полете духа, его возвышении над мимолетной, преходящей реальностью. Только добавив что-то свое, особенное к общему духовному капиталу человечества, мы вправе рассчитывать на приобщение к Вечности. Недаром ведь говаривали древние мудрецы: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?”[i]

     А сегодня у нас пытаются отобрать самое главное: право на самостоятельную духовную жизнь. И это происходит по всему свету. В сущности, сейчас мы находимся в одинаковом положении с африканцами: и им, и нам пытаются силой навязать циничную, расчетливую западную цивилизацию – культ денег, тряпок и жевательной резинки. Нуждаемся ли мы в этом?  Непростой вопрос...  И задаем его себе не только мы.

Окол меня сторонится,
завел “современную”, молодую...
Говорят, она смазлива
и лопочет с ним по-английски.

А еще недавно каждый вечер
мы сидели рядом, обнявшись.
А еще недавно каждый вечер
пели вместе старую песню.
А еще недавно он мне клялся
быть верным до смерти.
Шептал по-английски –
ничего не понимала я, дура...

 Окол меня сторонится,
на стороне завел молодую...

 Черная кожа, не белей, чем у прочих,
а ночи не спит, лезет вон из кожи,
лишь бы сделаться белой леди.
Круглый день накрашены губы –
будто два раскаленных угля.
Глянешь, точь-в-точь дикая кошка
с окровавленными усами.
Рот ее – клубень сырого ямса,
пахучая, открытая язва,
и красная глотка злого духа.
Лицо посыпано белой золою –
позеленевшее, как у трупа.
Страшное, будто маска
колдуна, танцующего в полночь;
губы – точно их в кровь разбили;
 волосы – прямые, как прутья;
кожа в опалинах, как у лисицы,
которой факел под хвост воткнули,
 чтобы из норы ее выгнать.

 А меня мутит от мыла с карболкой.
Злые духи в голове пляшут
от вонючей золы – от пудры.
У родного дяди, у брата мамы,
выпрошу козла; я его прирежу
и помажу щеки жертвенной кровью.

 Козлиный запах сильнее пудры,
и злые духи меня покинут,
и покой вселится в сердце...

    Окот п` Битек (Уганда)[ii].

          

        Нет, автор вовсе не призывает всех дружно натянуть соломенные юбочки и рвануть в первобытный лес. Духовное всегда опирается на материальное, и даже мозг человеческий нуждается хотя бы в минимальном питании. В научно-техническом прогрессе нет ничего плохого, и разные культуры должны обмениваться своими достижениями. Западная цивилизация создала много нужного, полезного для человека, и кем бы мы стали сейчас, если бы не заимствовали лучшее, что в ней есть?

       Лучшее, но не все. Ни нам, ни африканцам, ни другим народам планеты не нужны самодовольный индивидуализм, бездушное стяжательство, жестокое насилие над инакомыслящими. Сейчас вооруженный западный мещанин учит жить сербов. До этого был Ирак, а еще раньше – Конго. А в совсем уж стародавние времена предки этих людей и вовсе не спрашивали ни у кого разрешения взять на себя бремя белого человека... Это ведь все – звенья одной цепи. Пошлейшая цивилизация желудка со времен первых колониальных захватов пыталась и пытается навязать миру свои дешевые ценности.

       Они хотят покорить нас поодиночке – не бомбами, так сладкими “Сникерсами”. Но нас, нормальных людей, в мире все-таки подавляющее большинство.

      В последние годы мы стали понемногу забывать, что за семьдесят лет своего существования наша страна обрела миллионы друзей по всему свету.

Африканцы, как правило, очень хорошо к нам относятся. Они прекрасно помнят, какую бескорыстную помощь – иной раз отрывая от себя! -- оказывал им советский народ. Так давайте же и мы вспомним об этом – вспомним, что мы на свете не одиноки, и возобновим наши дружеские отношения.

Там, где кончается радуга,
раскинулся дивный край,
где никому не возбранно, брат,
песню любую петь.
Давай же и мы запоем с тобою:
ты, белый, и я, небелый.
Не диво, что песня наша
сперва зазвучит уныло:
мы оба не знаем мотива,
а запомнить его не просто.
Ни белых мелодий нет,
ни черных мелодий нет –
есть только музыка, брат.
Под эту музыку
давай же и мы запоем с тобою
там, где кончается радуга.

    Ричард Рив (ЮАР)[iii]

 

      Да, у нас уже нет возможностей оказывать широкомасштабную экономическую помощь. Но ведь наши инженеры, ученые, специалисты не стали за это время хуже. Наши университеты продолжают давать прекрасное, современное образование. Наша культура по-прежнему находится на высочайшем уровне. Так почему бы не объединить свои усилия в духовной области? Пусть приезжают, пусть учатся – ведь это, в сущности, стоит копейки и в конце концов обязательно окупится.

       Африка имеет огромный потенциал развития, и она себя еще покажет в ХХI веке. И чтобы не кусать потом локти, надо действовать уже сейчас. Если отбросить всю экзотическую чепуху, то выяснится, что мы с африканцами, по сути дела, очень похожи. У нас сходное мировоззрение, общие духовные ценности. Так давайте же не чураться друг друга – читать, знакомиться, смотреть фильмы... Честное слово, мы об этом не пожалеем!

­­­­­­­­­­­_______________________

       Долго и трудно шла работа над этой книгой – автор изо всех сил старался найти какие-то новые, яркие факты и попытаться описать их без занудливого морализаторства. Ему нелегко судить о том, насколько это у него получилось, -- да и, честно говоря, слишком уж пристрастен он для этого. Теперь судья – ты, уважаемый читатель. И если мне удалось хоть чуточку увлечь тебя Африкой – безумно интересным континентом, до сих пор таинственным и не до конца исследованным – значит, я работал не зря.


[i] Евангелие от Марка, 8: 36.

[ii] Жалоба Лавино (Из поэмы). Перевод М. Курганцева. – Поэзия Африки. (Библиотека Всемирной Литературы). – М.: Художественная литература, 1973. С. 556 – 557.

[iii] Там, где кончается радуга. Перевод А. Ибрагимова. – Поэзия Африки. С. 621.