line1.gif (4491 bytes)

    СУДАН

    География страны
    Полезные адреса и телефоны
    Полезные ресурсы интернет

    Полезно почитать


    Судан - самая большая, самая жаркая и самая дружелюбная страна
Африки. Простираясь на 3000 км с севера на юг и на 1500 км с запада
на восток, Судан покажется путешественнику даже еще более громадным
благодаря плохим дорогам и суданской неспешности.

    Маршруты наших экспедиций трижды пересекали Судан: весной 1999 - впервые,
и вновь в 2000 и 2003 годах. Сказочная страна, с древним укладом жизни, с
людьми, не испорченными цивилизацией! Суданцы - самые гостеприимные люди
на свете, и если вы поедете в эту страну, то, вероятно, ни одной ночи вам
не придется провести на улице.

    К сожалению, пока не весь Судан открыт для вольных путешествий. Уже свыше
двадцати лет на юге страны идет затяжная гражданская война - между
исламским правительством Севера и повстанцами черного Юга (SPLA - Sudan
Peolple Liberation Army). Сейчас, в 2003 году, дело постепенно идет к
миру, и иншалла настанет день, когда путешественники с суданской визой в
паспорте смогут беспрепятственно пересечь всю страну с севера на юг, от
Вади-Халфы до Джубы, от Египетской до Угандийской и Заирской границ.

    Пока же (на ноябрь 2003 года) ездить разрешено не южнее г.Кости.

    Подробное описание нашего первого путешествия в Судан см.в книгах.


Самые гостеприимные и дружелюбные люди в Африке.


    * ПОЛУЧЕНИЕ ВИЗЫ

    Характер суданского народа, не сверяющего свою жизнь с часами, замедляет
всяческие процессы, в том числе и получение виз. Все суданские посольства
в мире способны на выдачу туристских виз, но для этого они должны получить
указание относительно вас из Хартума. Сколько времени займет ожидание визы
- предсказать невозможно; но, как правило, это от двух до шести недель.
Поэтому получать визу Судана по ходу путешествия нерационально; сделайте
ее дома!

    В СНГ есть только одно суданское посольство, находится оно в Москве.
Недавно оно ПЕРЕЕХАЛО с Поварской ул. на Успенский переулок; проезд до
метро "Тверская"; тел.299-54-61. Приходить в будние дни с 10 до 12 часов.

    Вам дадут анкету, вы ее заполните, и ваша анкета с фотографиями
направляется в Хартум. Через 2-4 недели вы можете начинать позванивать или
прихаживать в посольтво. В большинстве случаев хартумские власти пришлют
когда-либо положительный ответ; вы заплатите 29 долларов или эквивалент в
рублях и получите вожделенную наклейку в паспорте.

    Срок годности такой визы обыкновенно 2 месяца; в Судане можно находиться
месяц.

    Говорят, что несколько быстрее и дороже порождается суданская виза в
других странах, в Европе и в Африке. Нам встречались многие европейцы,
получавшие визы так. Им требовалось 5-7-10 дней, 45-50-60 долларов и
рекомендательное письмо от родного посольства. Однако рассчитывать на
успех получения визы "вне дома" не стоит: это может занять чрезвычайно
долгое время без всякой гарантии успеха!

    Просрочившие месячную визу могут быть наказаны штрафом при выезде из
страны (аналог иорданской departure tax) - $12. В последнее время на
выезде из Судана стали собирать деньги со всех: кого просто "за выезд",
кого за отсутствие регистрации ($17). Отказаться от уплаты можно, но
трудно.

    Продление визы возможно в любом крупном городе, но затруднительно из-за
неторопливости местных полицейских и чиновников.


Здравствуй, Судан!

    * ПОПАДАНИЕ

    <Самолеты>. Прямых рейсов из Москвы нет. Но, например авиакомпания
Emirates летает в Хартум за $800 с одной пересадкой. Из Хартума в Москву
(один конец) через Каир можно улететь примерно за $450.

    Также есть рейсы из Хартума в Кению, Чад. Недавно появились самолеты в
Эфиопию, билет туда-обратно (спецпредложение) всего $250. В одну сторону
примерно столько же.

    <НАЗЕМНОЕ ПОПАДАНИЕ.>

    <Из Египта> возможно только путешествие по водам. Еженедельно ходит
паром Асуан-Вади-Халфа (цена: в Судан $20, в Египет $15). Было время,
что отменили и его, но тогда ввели морской паром Суэц-Порт-Судан (около
$100). Дорога вдоль берега, через Халайб, закрыта для иностранцев. В
спорный участок не пускают ни с египетской, ни с суданской стороны. На
своей машине проехать в Судан вдоль Нила НЕЛЬЗЯ: вас арестуют египетские
менты, отнимут машину, оштрафуют и посадят в тюрьму. Хотя физически дорога
там существует (по западному берегу Нила).

    Интересно, что из Судана в Египет "своим ходом" регулярно
перегоняют стада верблюдов. Можно ли, пристроившись к ним, пересечь
сухопутно суданско-египетскую границу, неизвестно. Скорее всего, это
также запрещено.

    <Граница с Эритреей> официально закрыта, иногда ведутся боевые
действия. Дипломатических отношений нет. Но если у вас уже есть виза
Эритреи, сделанная заранее - возможно, вас и пропустят.

   <Граница с Эфиопией> (переход Гуллабад-Метема) официально
открыта с 1 января 2000 г. Шестеро представителей АВП (А.Кротов, С.Лекай,
О.Сенов, Г.Кубатьян, Г.Лапшин, Ю.Генералов) впервые в истории российской
науки перешли эту границу 18 сентября 2000 г. Тогда это была очень плохая
дорога; сейчас ее превратили в настоящий автобан (грунтовый) с регулярным
ежедневным движением грузовиков как с суданской, так и с эфиопской
стороны. Проезд автомашин по этой трассе платный, в зависимости от веса и
дальности машины - с вас могут содрать от $3 до $90. С людей тоже
пытаются содрать деньги на выезде ("регистрация" - $17, если вы не
зарегистрировались раньше).

   <Граница с Чадом> открыта. Трое французов, встреченных нами в
Порт-Судане в 1999 г., проехали на джипе через Ливию, Нигер, Чад,
Судан по этой дороге. Они наблюдали большой поток грузовиков (порядка
10 в день!), идущих в Чад и из него. Однако, беспорядки и повстанцы
возможны в районе Эль-Фашейра, соответственно и проблемы с полицией.

   <Граница с Ливией> открыта для местных жителей. Существует даже
автобус из Ливии в Хартум (мы его видели в Донголе). Проезд иностранцев,
вероятно, запрещен.

    <Граница с Центрально-Африканской республикой> открыта, но дорога из
Ньялы на Бирао очень плоха, судя по сообщению путеводителя "Lonely
Planet". Ожидание машины на Бирао и поездка на ней может длиться
неделями. Особенно грустно там в сезон дождей. Еще и повстанцы в Западном
Судане, а южнее Бирао еще и южные повстанцы.

    <Границы с Заиром, Угандой, Кенией> находятся в зоне действия
южных повстанцев, и о них пока ничего хорошего не известно.

    <В Саудовскую Аравию> (порт Джидда) ходят паромы из Порт-Судана
и Суакина весьма регулярно, особенно в паломническое время. Можно
наблюдать в среднем один паром в день; дешевый билет стоит менее $50.

Из Судана в Эфиопию. На последних метрах суданского асфальта.

  
   * РЕГИСТРАЦИЯ

     Инострацу, въезжающему в Судан, сообщают о порядках в стране, которые
были установлены еще в 1989 году, когда иностранцам в Судане приходилось
совсем не сладко. Как только приехали куда-нибудь (например, в Вади-Халфу),
нужно зарегистрироваться в полиции (в течение 3-х суток). Если хотите
куда-нибудь поехать, нужно получить специальное разрешение (пермит),
который могут смотреть и проверять на дорогах. Как приехали в другой
город, там надо опять зарегистрироваться, но уже в течение 24 часов.
Чтобы опять куда поехать, вроде бы опять нужен пермит, и т.д..

    Все эти регистрационные услуги платные, в каждом городе по-своему.
Регистрация+пермит потребуют у вас 0-10-20 долларов денег в местной
валюте, две фотографии и терпение. Регистрационный штамп поставят вам в
паспорт. Бывает это и наклейка. Если вам нужно куда-то ехать, вы получите
на руки большую бумагу такого содержания: такому-то (ФИО, фото, данные
паспорта...) разрешено ехать по маршруту такому-то. Регистрация в Хартуме
стоит $20, пермит бесплатен; въезжающих с эфиопской стороны очень
стараются зарегистрировать сразу на въезде ($17), пермит также бесплатно
прилагается.

    Нужен ли сей пермит? В центральном Судане, действительно, иногда просят
показать его (это называется "листа"). Но обычно любая бумага с вашей
фотографией, текстом на не-арабском языке и печатью сойдет за пермит (а
также за билет в поезде и т.п.). Мы неоднократно достигали успеха,
показывая свои дорожные грамоты, и только однажды, в прифронтовом городе
Кассала, дорожные полицейские не удовлетворились этим (но потом мудрецов
все равно отпустили). Вас могут записать в какую-то тетрадь, не бойтесь.

    Однако, южнее Кости отсутствие регистрации и пермита может быть причиной к
вашему аресту. Вероятно, пермиты на Юг сейчас не выдаются. Также вас могут
постараться зарегистрировать на выезде из страны и содрать деньги хоть
напоследок. Знайте это.

Нубийская пустыня - восточная часть Сахары.

   * КЛИМАТ

    Судан - жаркая страна. Северная половина оной находится в зоне
величайшей пустыни мира, Сахары. В теплое время года (май-август)
полуденные температуры в тени часто превышают +40, а порой и +45.

    Зимой днем в Судане тоже жарко (около +30), но ночью бывает прохладно
(до +15 в студеные январские ночи). Но, в любом случае, от холода
не погибнете.

    На севере Судана в течение многих лет не выпадает ни капли дождя.
Единственным источником вод, для питья и орошения, является река Нил.
В средней части страны, начиная от г.Корти на изгибе Нила, летом уже
возможны по ночам легкие туманные покапывания. Южная же часть страны,
близ Эфиопии и Заира, увлажняется весьма неплохо, там даже болота
есть. И повстанцы.

    В районах пустыни бывают пыльно-песчаные бури, когда налетевший ветер
поднимает в воздух тонны мелких песчинок. Они набиваются в нос, глаза,
рюкзак, одежду, жилища и т.д.. Сильно снижается видимость и ухудшается
автостоп - машину за пять метров не видно и не слышно. Такая буря
может длиться несколько часов. Самое лучше - напроситься к кому-нибудь
в дом, или завернуть лицо тряпкой и переждать.

    Во всей южной половине Судана в мокрый сезон распространена малярия.
И "питьевая вода" в Судане отнюдь не всегда является таковой.
Пейте таблетки от малярии, а воду обеззараживайте, хотя полностью
обезопаситься невозможно.

Пейзаж юго-восточного Судана.

 
Образец "питьевой воды" в Судане. Это из водопровода, а он есть далеко не везде!

    * ДЕНЬГИ. ЦЕНЫ

     В наименованиях суданских денег содержится небольшая путаница. В
тех населенных пунктах, где пользуются деньгами, вы встретите банкноты
в 10, 50, 100, 1000 динаров и монеты в 5, 10 и 20 динаров. Но на практике
никто не исчисляет стоимость товара в динарах, все называют цену в
фунтах (1 фунт = 1/10 динара). Само слово "фунт" ("pound")
редко знают, и именуют деньги "гинеями".

    Запомните, что синяя бумажка 50 динаров = 500 фунтов = "Хамсамиа
Гинэй", коричневая 100 динаров = 1000 фунтов = "Альф Гинэй".

    Обмен валюты осуществить непросто, так как люди имеют весьма туманное
представление о том, что такое доллар и зачем он нужен. К счастью,
в крупных городах имеются банки, где за один доллар дают 260 динаров
(2600 фунтов). Курс не менялся уже лет пять. На 1 октября 2003 года,

    Обменный курс = 1 US$ = 262 суд.динара = 2620 суд.фунтов (гиней).

    Обменный курс = "Альф гиней" (100 динаров) = 12 руб.

    Лучше всего обменять деньги можно в Хартуме или Порт-Судане.
В Вади-Халфе и в Асуане недавно появились бродячие менялы денег,
приуроченные к парому. Они дают 2500 - пользуйтесь.

Владелец-продавец в суданской лавке.

    Кредитные карточки в Судане бесполезны. Системы "Western Union" и
"MoneyGram" в Судане не работают.

    Судан - не дешевая страна. Здесь, кроме еды и кроватей, почти ничего не
производят. Лепешка хлеба стоит 100 фунтов (весит около 100 грамм). Кило
бананов - 1000 и до 2000 фунтов. Столько же стоит тарелка фуля
(перетертой фасоли) с маслом, сыром и двумя лепешками. Кило сахара -
2500. Минута телефонного разговора с Москвой обойдется в 6000 фунтов.
Арбуз стоит от 0 или 500 до 1000 фунтов и более, в зависимости от сезона,
от величины арбуза и от намерений продавца.

    Юг фруктово дешев.

    Однако, в Судане можно прожить и совершенно без денег. Суданцы гостеприимны
и норовят зазвать вас в гости и накормить. Если вы попросте на базаре
банан, манго, хлеб или арбуз, вам вряд ли откажут в просьбе. Если
вы как-либо утратите деньги, вам будут дарить их. Труднее получить
питание в Хартуме; в соседнем Омдурмане уже проще; проще всего -
в отдаленных, окраинных городах.

Автору объясняют, как выбрать самые вкусные финики.

   * ДОРОГИ. АВТОСТОП

    Судан, крупнейшее государство Африки, до недавних пор имел только 2000 км.
асфальтированых дорог, а все прочие - направления в пустыне. Колеи в
песке ведут в разных направлениях, пересекаются, опять расходятся, и найти
истинный путь, по которому иногда ходят машины, бывает непросто.

    В последние годы в стране ведется активное дорожное строительство, и
асфальтовых дорог стало значительно больше - их перечень см.ниже.

    Транспорта в Судане немного, но подвозят здесь очень душевно и хорошо.
Особенно в глухих местах, куда асфальт еще не добрался. На суданских
дорогах чаще всего вам попадутся транспорты следующих видов:

    <Лорри> - большие грузовики, кузов набит вещами и народом. Средняя
скорость по пустыне 20 км/час. Водитель ожидает оплаты; не забудьте
предупредить его:

    - Салям алейкум! Мумкен ат-тарик бедуни фулюс?

"Лорри" - едет медленно, но далеко.

    Езда в лорри не очень комфортабельна - жара, пыль, песок, вас
в кузове бросает из стороны в сторону... Но выбор невелик. В одном кузове
может ехать до 60 человек. Лорри представляют собой вид общественного
транспорта в глухих местах.

    <Цивильные грузовики> и бензовозы, везущие ОДНОРОДНЫЙ груз, в отличие
от лорри не просят денег и перевозят автостопщиков в кабине, а не в
кузове. Быстры и очень комфортабельны. Водятся на асфальтовых дорогах.

    <Суданские автобусы> бывают нескольких подвидов. Одни, самые дешевые,
представляют собой крытые лорри с сиденьями внутри. В окна летит песок;
на ухабах пассажиры бьются головой о железный потолок автобуса. Скорость
20 км/час (вне асфальта). Бесплатный проезд, по согласованию с водителем,
возможен. В глухих местах (где нет асфальта) можно ехать и на крыше такого
автобуса

Суданский автобус. В отличии от лорри - пассажиры внизу, а грузы вверху.Заправляемся водой из "питьевого кувшина".

    В больших городах и на асфальтовых дорогах в последние годы появились
более комфортабельные мягкие автобусы. Стоят они чуть дороже. На крыше
оных никто не ездит. Они быстрые - до 70 км/час, останавливаются на обед
и ужин в столовых, основной маршрут таких VIP-автобусов -
Хартум-Кассала-Порт-Судан.

    <Toyota-Hilux>, именуемая также "бокаси" - легковушка с кузовом,
способная ехать быстро по любому песку. Перевозит до 12 человек и более, а
также грузы. Средняя скорость около 50 км/час по пустыне. Предупредите
водителя об оплате или отсутствии ее.

    Есть и "маршрутки" на базе Hilux, крытые и с сиденьями в кузове.
Быстрый (и зачастую платный) способ передвижения. Бесплатный проезд,
по согласованию с водителем, возможен.

    В окрестностях Хартума, да и повсюду в стране, появились <цивильные
джипы>
. Дорогие иномарки принадлежащие новым суданцам, могут не иметь
кузова. Охотно, бесплатно, и очень быстро подвозят иностранцев.
"бокАси" - локальный транспор, как правило, не дальше 200 км.

    <Ослы и телеги> развивают скорость 5-8 км/час, следуют на малые
расстояния и для дальних путешествий непригодны.

    Суданские платные транспорты скапливаются обычно на толкучке, которая
называется "Сук шаби". На толкучке стоят грузовики с мешками, ждущие
платных попутчиков; оттуда отправляются "маршрутки"; туда заезжают
автобусы. Также там имеются харчевни для лиц, занятых ожиданием машин. Все
города и крупные села имеют толкучку, а столичная агломерация - даже
несколько.

    Но мудрец не посещает толкучку, чтобы не смешиваться с платным людом;
запасшись водой, он пребывает на трассе (или на том направлении в
пустыне, кое ему кажется трассой) и ожидает машину, уже полную людьми
и деньгами. Туда-то и пристраивается.

В долине Великого Нила.

Гриша Кубатьян на автостопной позиции в Сахаре.

    Путешествия по Судану автостопом в одиночку, в паре, тройке и т.д.
примерно равно небыстры. Мы имели опыт долгого путешествия по Судану
втроем, впятером и даже вшестером. Однако мудрец-одиночка почти никогда
не обретет проблем с деньгопросами, его будут подбирать все, а в гостях
ему будет доставаться изрядное количество еды. Пятерых или шестерых
суданцы тоже прокормят, но не надо слишком наглеть и объедать один
дом толпой голодных автостопщиков.

    ОСНОВНЫЕ ТРАССЫ. Приобретя карту региона, посмотрите в условные
обозначения, где некоторые трассы Судана обозначены чуть ли не как
автобаны. Не верьте сему. Ниже приведено описание суданских автодорог.

    1. Вади-Халфа - Акаша - Абри - Карма - Донгола, 400 км, на легковой
машине 1 день, на грузовике два дня. Дорога (колеи в песке) идет по
правому берегу Нила. Паромы (для людей бесплатные) имеются в Карме и
Донголе; также есть лодки-переправы почти в каждом городке. Самый плохой
участок - Вади-Халфа-Акаша, 115 км пустыни между двумя деревнями и поток
невелик. Лорри в большинстве деногопросы. Машины на том участке
приурочены к поезду Хартум-Вади-Халфа, и поток появляется два дня в
неделю: в воскресенье на север, в среду на юг. От Абри и далее
появляется локальные машины между деревнями. Основной пункт на трассе -
Абри, где ночуют и сменяются грузовики. И еще Карма.

Суданская трасса вдоль Нила.

    2. Донгола - Дебба - Омдурман, 550 км, до Деббы вдоль Нила (левый
берег), затем напрямую через пустыню. <Активно строится асфальт!> Уже
осталось всего 150 км без асфальта (под Донголой). Возможно проехать на
автобусе или джипе за 1 длинный день. Дорога приводит вас на омдурманскую
толкучку.

    3. Донгола - Карима, около 170 км, дорога через пустыню, размечена
столбиками, чтобы не заблудиться. Поток не выявлен; говорят, в некоторые
дни до нескольких машин в день.

    4. Донгола - Дебба - Корти - Мерове - паром на Кариму,
вдоль Нила, с южной стороны оного. Неплохая дорога, сейчас начинают
асфальтировать, вообще быстро будет. Проехать за день - возможно.

    5. Карима - Атбара, 283 км через пустыню. Говорят, поток в несколько
машин в день. Но увидать их не удалось.

    6. Хартум северный - Атбара, 312 км, асфальт, есть хороший поток.

    7. Атбара - Вади-Халфа через пустыню вдоль ж.д. Имеется автобус ($10) во
вторник вечером из Вади Халфы.

    8. Атбара - Мусмар - Хайя, 300 км пустыни вдоль ж.д.. До
Мусмара (200 км) поток машин не выявлен. От Мусмара до Хайи (100
км) поток небольшой. Хорошо, что ж.д. оживлена (один-два пассажирских
в неделю и товарняки), можно уехать на поезде.

    9. Хартум - Вад-Медани - Гедареф - Кассала - Хайя - Порт-Судан, 1191
км, главная магистраль страны, всюду асфальт, есть машины и цивильные
автобусы.

    10. Хартум - Кости - Эль-Обейд - Эль-Фашер - Эль-Женейна, 1628 км, -
основная магистраль, ведущая в соседний Чад. Поток машин, по слухам,
велик: до 10 грузовиков в сутки пересекают границу Чада. Близ Хартума -
асфальт, говорят он протянулся дальше Эль-Обейда.

    11. Гедареф - Дока - Гуллабад, 155 км, трасса, ведущая к эфиопской
границе. Хорошая грунтовка, проходимая за 1 день на грузовике (2003 год).

Трасса между Гедарефом и Галлабатом.

    АВТОСТОП В ГОРОДАХ.  В Судане совершенно изумительный автостоп
в городах. Так как города одноэтажные, они велики по площади. Водители
в Хартуме и Порт-Судане до сих пор не придумали такую глупость, как
«плата за проезд». Попробуйте - это просто замечательно.

    * ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

    Узкоколейная архаическая железная дорога, состроенная англичанами
в Судане еще 100 лет назад, кое-где действует и поныне. Науке известно
четыре пассажирских поезда, совершающих еженедельные хождения в стране
сей.

    1. Хартум - Атбара - Вади-Халфа и обратно. На север отправляется утром в
понедельник; прибытие во вторник днем или вечером. В среду утром
отправление из В.-Халфы и в четверг возвращение в Хартум. Столичный
вокзал расположен в Северном Хартуме!

    2. Хартум - Атбара - Карима и обратно. Раз в две недели.

    3. Хартум - Атбара - Хайя - Порт-Судан и обратно. Один
или два раза в неделю. Участок гор Хайя-Порт-Судан проходится
за 12 часов (200 км). Быстрее их преодолеть на автотранспорте, которого
здесь много.

    Помимо пассажирского поезда, именуемого "сьюпер", тут ходят
и товарняки (до нескольких в сутки). Проезд в товарняке, в принципе,
дозволяется, если в ближайшие сутки не будет "сьюпера". Последним
вагоном товарняка едет теплушка с охраной; знайте это.

    4. Хартум - Эль-Обейд - Ньяла, ходит раз в неделю. Мудрецами не испытан.

    Проезд в поезде возможен как внутри вагона (контроль существует, но
добродушен), так и на крыше поезда, где на каждом вагоне может разместиться
немало народу. Одна проблема: крыши вагонов покаты и можно скатиться. Лучше
использовать более плоские крыши товарных вагонов, порой прицепляемые
к "сьюперу".

    Мы (А.Петров и А.Кротов), возвращаясь из Судана домой в
1999 году, сели в Атбаре на поезд в сторону Вади-Халфы. Ранее мы узнали,
что начальника станции Атбара зовут Сыр Бабыкер, и даже поговорили
с ним, но никакого определенного ответа (в части проезда без билета)
он нам не дал. Когда появились контролеры, мы показали им "дорожную
грамоту" на английском языке. "А где билет?" - дивились
они. - "Сыр Бабыкер калям: мумкен" (сказал: можно), -
отвечали мы, и контролеры, удовлетворившись, перешли к изучению других
пассажиров.

Единственный за неделю поезд на вокзале Вади-Халфа.

    * ЯЗЫКИ

    Арабский язык является официальным. Арабский разговорник см. отдельно
в конце книги.

    Помимо арабского, в Судане распространено более 100 языков и диалектов.
Но большинство языковых проблем возникнет лишь на юге страны. А в
северной части лишь одно большое нац.меньшинство - нубийцы. Большинство
нубийцев знает как свой, так и арабский язык.

    Английским владеет небольшой процент образованного люда, может быть
5%. Большая часть их живет в городах. Также кое-кто знает русский
язык. Это очень немногочисленные люди, в основном врачи, учившиеся
когда-то у нас. Но эти люди могут особо помочь вам, воспоминая великую
Россию.

Русские вольные путешественники и суданские студенты, изучающие русский язык в хартумском университете.

    * ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

    В Судане официально запрещено фотографировать. Правда, можно купить в
Хартуме фото-пермит, но он дорогой и делается, по-моему, неделю времени (с
суданской неторопливостью!) Поэтому снимайте без пермита, но осторожно. В
деревнях проблем не будет; в городах избегайте снимать воинские части,
полицейские участки, мосты, ж.д.станции, посты ГАИ, государственные
учреждения и все, что ассоциируется с гос.властью и военными. Грузовики с
вооруженными солдатами (хотя бы одним) также не рекомендуется снимать. Вас
могут обвинить в шпионаже, задержать, конфисковать пленку или даже камеру.

    Проявка пленок в Хартуме дорога ($1.2) и низкокачественна. Лучше не
проявлять и не печатать тут свои пленки. Нам три заляпали, две засветили.

    * НОЧЛЕГ

    Лучшее время начинать искать ночлег - вечер, примерно за полчаса
до захода солнца. Если даже вас никто не пригласил, выйдите на окраину
города, где стоят маленькие одноэтажные дома. Выберите дом: в богатом
городе - попроще, в деревне - побогаче; постучитесь, и, когда
к вам выйдет хозяин или другое взрослое лицо мужского пола, попроситесь
ночевать.

В суданском доме всегда искренне рады гостям.

    Суданцы очень гостеприимны, и не позволят вам ночевать на улице. Скорее
всего, вас примут сразу. Но если человек смущается, делает вид, что
не понимает, объясните ему жестами. Если пытается отговорить вас,
послать в «фундук» (гостиницу), извинитесь и ищите следующего.

    Повсеместно можно переночевать в мечети. Если даже вы христианин, а не
мусульманин - никто вас не прогонит. Однако имейте ввиду, что перед
рассветом, часов в 5 утра, начинается утренняя молитва. Время молитвы
определяется по громким крикам муэдзина.

    Чтобы удобнее было доспать после молитвы, лучше устроиться не внутри, а во
дворе мечети.

Г. Кубатьян: "Доброе утро!"

    В центре столицы имеется несколько гостиниц. Обычные гостиницы стоят $2 с
человека, снабжены вентилятором, удобства на этаже. Есть гостиницы с
кондиционером, они раз в десять дороже. В гостиницах есть неудобство -
вас постараются зарегистрировать!

    Помимо гостиниц, в столице много новостроек, настоящий строительный бум.
Можно забраться в строящийся небоскреб и спать там. Многие суданцы,
приехав в столицу, так и делают.

    * СТОЛИЦА

    <ХАРТУМ>, столица Судана, основан англичанами в XIX веке на слиянии
Белого и Голубого Нила. Самый богатый и большой среди суданских городов.
Самые дешевые соки, пепси-колы, мороженое и Интернет можно найти именно
здесь.

    Посольство России в Судане: Khartoum, New Extention, street 5,
tel.47-1042. Как найти: от центра города идете на юг, до пересечения с
железной дорогой. Там стопите машину далее на юг и спрашиваете New
Extention (по-арабски "Аль Амарат"), а там улицу номер пять и русское
посольство ("Шарья хамса, сафара русие").

    Если улицу 5 не знанют, пусть везут на Шарья Хамсташ (15-ю улицу). Там
рядом. 15-я улица известна всем большими новостройками, супермаркетами,
есть даже книжный магазин, где продают книги про Судан на английском
язхыке, географические карты за $15 фирмы "Мишеллин" и даже карты Хартума
($5).

    Выезд на юго-восток, на Вад-Медани - Africa Street.

    На северной набережной Нила находятся: Главпочтамт (письмо $0.8),
президентский дворец, Хартумский университет с кучей Интернета неподалеку
и с кафедрой русского языка.

    Ж.д. вокзал на юге центра города не рождает поездов: главная ж.д.станция
- в Северном Хартуме.

    <ОМДУРМАН>, город-спутник Хартума, огромный африканский город с
населением порядка миллиона человек. Есть мусульманский монастырь, где
можно увидеть поющих дервишей, пообщаться на религиозные темы, поесть и
переночевать. Очень необычный дух внутри сей обители, посетите его.
Официально он вроде бы называется El-Sheik Hamad El-Neel Tomb. Есть также
дом-музей халифа Махди, где за 500 фунтов вам все покажут и расскажут (на
арабском языке, разумеется, но очень понятно). Также имеется Сук шаби для
граждан, желающих цивильно уехать в Деббу или Донголу. А еще есть базары,
сладости, фруктности, и все такое вкусное!

    Ночлег возможен в мечетях.

    * ПО СТРАНЕ

    АТБАРА, крупнейший ж.д. узел, вкусный базар, арбузы, бананы,
добрые люди, переговорный пункт (1 минута с Москвой - $2.5). Начальника
ж.д.станции зовут Сыр Бабикер.

На улице суданского городка.

    ВАДИ-ХАЛФА, ворота страны, ж.д. вокзал (1 поезд в неделю до
Хартума), порт (1 пароход в неделю до Асуана), аэропорт (1 самолет
в неделю до Хартума); машины - иногда (бывают деньгопросы). Дешевые
фрукты.

Подъезжаем к деревне в Сахаре.

    <ДОНГОЛА>. Город пальмовых садов и вкусных фруктов. Паром через
Нил (бесплатный). Трасса на Кариму (машины не выявлены). Аэропорт
к западу от города, куда ведет асфальтовая дорога. От нее на юг
ответвляется новая асфальтовая дорога на Хартум (в 2003 году была почти
готова). Каждый день и вечер куча автобусов до столицы, не меньше десяти в
сутки; проезд стоит 20-30 тыс.гиней ($8-12), по договоренности.

    <КАРИМА>, город на Ниле. Попадание: из города на противоположном
берегу, Мерове (не путать с Мероэ), через Нил ходит паром. В Кариме
и вокруг нее - древние пирамиды (типа египетских, но маленькие),
древние развалины и манговые сады. Осторожно - излишнее употребление
манго вредит вашему здоровью!

    <МЕРОЭ>, между Хартумом и Атбарой, здесь находятся многочисленные
древние пирамиды.

    <ЭЛЬ-ОБЕЙД>, древний город, бывший столицей каких-то африканских
царств. Помимо мечетей, содержит большой христианский собор, самый
большой в Северной Африке! До Хартума - асфальтовая дорога и даже
автобусы.

    <ПОРТ-СУДАН>, второй по величине город Судана, морской порт,
построенный англичанами лет сто назад вместо старого порта - Суакина
(которым стало невозможно пользоваться из-за наросших кораллов). От
Хартума можно доехать по трассе через Кассалу (красивый маршрут, но
проходит через неспокойный приграничный район) или через Атбару, далее
по ж.д.. На участке Атбара-Хайя-Порт-Судан ходит много товарняков, коими
можно пользоваться, и один-два пассажирских в неделю.

    Сам город необычной для Судана "европейской" застройки (старые,
облупленные двухэтажные дома). Два порта - сухогрузный северный
(шамаль мина) и южный контейнерный (жануб мина), где стоит огромный
элеватор, построенный советскими специалистами в 1950-х гг, легко
достижимы ситистопом, огорожены и охраняются. Для хождения по портам
нужно получить пропуск в припортовом отделении полиции (у северного
порта), это можно сделать в любой день, включая пятницу. Ходить по
порту разрешено до 17.00.

    В среднем за сутки приходит 1 пароход в каждый из портов; сухогрузы
стоят несколько дней, контейнеровозы - несколько часов. Самое
популярное направление - Джидда (в Саудии), туда направляется
половина судов. Также можно узреть суда, идущие в Суэц, Акабу, Эритрею,
Европу. Возможность уплытия покрыта мраком, нам за неделю сидения
в Порт-Судане прийти к счастью не удалось.

    Также в городе есть: русскоговорящие врачи; базар с беспроблемным
получением продуктов за деньги и без; телефон (минута с Хартумом $0.4,
с Москвой $2.5). Не видно обилия частных домов для вписки и садов
(единственный город в Судане, где трудно найти частные одноэтажные
дома!)

    <СУАКИН>, на расстоянии часа езды на юг от Порт-Судана, на берегу
моря. Этот город был портом в древности. Сейчас там - много развалин
и теплое море для редких любителей плавания. Асфальтовая супер-трасса
в Порт-Судан и Хайю, круглосуточная!

    <ЮЖНЫЙ СУДАН>. Попадание в Южный Судан возможно пароходами из города
Кости. До города Малакаль может быть примерно неделя пути, до Джубы -
еще порядка двух недель, а то и дольше. Еще нужно ждать эти пароходы, возможно
недельное ожидание. Главное, что для путешествия на Юг официально
нужна регистрация и пермит (разрешение), а без них вы будете арестованы
сразу по прибытию в порт назначения. Самым южным пунктом, куда добирались
люди, является г.Малакаль; его достигла самоходная женщина Нотка в октябре
2003 г., и тотчас была арестована. Лучше постараться сделать заранее пермит.

    На территории Юга, подконтрольные повстанцам, можно
было проникнуть со стороны Уганды. Визы для этого не требовалось, а только
бумага от представителей повстанцев в Уганде. Вероятно, что с подписанием
мира можно будет ездить свободно по всему Судану, имея лишь суданскую визу
и пермит.

Приезжайте в Судан - не пожалеете!

    * ДРУГИЕ ВИЗЫ

    Все посольства и консульства расположены в Хартуме, преимущественно
в южной его части.

    <Виза Египта> получабельна здесь примерно за $15. При въезде в
страну она не всегда выдается!

    <Виза Йемена>, действительная в течение месяца, стоит $20, нужно
рекомендательное письмо с указанием цели поездки (туризм). Выдается
на следующий день после подачи документов. Посольство находится близ
российского, в районе New Extention (по-арабски Аль-Амарат).

    <Виза Эфиопии> стоит $42. Посольство работает почти каждый день,
виза выдается через двое суток (можно попросить в этот же день), требуется
рекомендательное письмо.

    <Виза Ирана> (транзитная на 24 часа) стоит астрономических денег,
делается не один день и малополезна.

    <Виза Ирака> стоила в 1999 году $4, но пытавшийся ее получить
В.Шарлаев не достиг успеха в сем. В 2003 году Ирак стал бесплатным.

    <Виза Чада> за $40 доступна всем желающим.

    <Виза Нигера>, к счастью, выдается тоже всем желающим. Стоит $50
на человека, но встреченные мною в Хартуме иностранные туристы уговорили
сих посольщиков уполовинить цену.

    <Посольства Эритреи> в Хартуме нет, хотя говорят что оно появилось в
Khartoum Two, чуть южнее ж.д.вокзала. Попробуйте. Граница, говорят,
закрыта, хотя... В Африке все меняется. Пробуйте!

    Авт.: Антон Кротов, 2003 г. © АВП


    ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ


    Посольство в Москве

Успенский пер., 9
тел. секретаря г. Посла: 290-33-13

Консульский отдел: Тел. 290-37-32
Бюро по вопросам культуры: 290-37-32
Факс: 290-39-85
Телекс: 413448 SUDAN SU
e-mail:sudmos@cityline.ru

    Посольство РФ в Хартуме
P.O. Box 1161, B1.A.10, Street 5, New-Extension, Khartoum, the Republic of Sudan
т.  (8-10- 249-11) 47-1042, ф. (8-10- 249-11) 47-1239
rfsudan@hotmail.com



    ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
:

    Добавить свой ресурс.


    РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ :

    AFRICA на сервере Lonely Planet World Guide (на английском языке)

    Судан на сервере TRAVEL.RU в разделе "Архив Путешественника"

    А. КРОТОВ "ЭТО ТЫ, АФРИКА!" 1999 г. , (zip-90 кб.), глава СУДАН

    А. КРОТОВ © "200 дней на юг, или неоконченная кругосветка" 2002 г. (zip-архив 320 КБ),
глава  СУДАН


   Г. ЛАПШИН © "АВТОСТОПОМ ЧЕРЕЗ АФРИКУ. От реки Волги до реки Оранжевой"
2001 г.
Глава 12-я, Глава 13-я, Глава 14-я, Глава 15-я, Глава 16-я.

    К. ШУЛОВ © Рассказ о поездке АВП в Судан 1999 г. Часть 1-я и часть 2-я.

    "Свой и чужой." Реальная история с продолжением, в которой изменены некоторые имена и скрыты малосущественные факты.
(с) koztya_42, Москва, 2003 г.

E-mail администратору сайта. Список всех стран мира - здесь.

line1.gif (4491 bytes)
   Вы находитесь на сайте "Африка для всех!" (www.africa.travel.ru)
- иформационный ресурс для самостоятельных путешественников по южным странам.
(Академия Вольных Путешествий, Москва. 2001-2003 гг.)
!!!Использование и цитирование информации без ссылки на www.africa.travel.ru не приветствуется!!!
©, достоверность информации - указанные авторы статей и описаний.
Более подробную информацию о посольствах в Москве, ищите на сайте МИДа РФ (zip 34 kb.)
О посольствах РФ - на сайте
Russian Federation Embassy and Consulate Locator.

line1.gif (4491 bytes)
   Думайте головой! Автостоп - НЕ   ХАЛЯВА!
Несколько слов от составителейНаши первоочередные интересы. Инструкция для описания страны.
Как и куда слать Ваши добавления.