ТРАНСПОРТ и АВТОСТОП

    В каждой стране Азии существуют разные способы передвижения, подробно описанные в разделах,
посвящённых каждой из стран. Здесь же пока даётся общий обзор методов.
    Автостоппередвижение на попутных машинах – возможен почти во всех азиатских странах. Наибольшие
сложности вас ожидают в Северной Корее (КНДР), и затем вероятно в Бирме (Мьянме) из-за особенностей
правящих режимов в этих странах. Совершенно не изучен автостоп в Бутане (видимо, ездить там придётся
только с сопровождающим гидом от турфирмы за $200 в день). Кое-где может быть плохо с дорогами
(Монголия). Но в целом, автостоп возможен почти на всех дорогах Азии.
    Во многих странах (например в Индии и в Монголии), а также в глухих местах вне асфальтовых дорог
почти всех стран, водитель, подбирающий на трассе человека, надеется на оплату проезда. В случае с
иностранцем отношение бывает различным. В одних странах даже водители автобусов с удовольствием везут
иностранца совершенно бесплатно и угощают его, попутно сдирая деньги (и немаленькие) с местных; в других
местах водитель пытается содрать огромные деньги ($100-200) с иностранца и бесплатно везёт местных
жителей; в третьих оба типа водителей чередуются. Поэтому нужно взять себе за правило – предупреждать
водителей о своей сущности!
    Если вы намереваетесь проехать бесплатно – будьте добры, предупредите водителя сразу, заранее, и
убедитесь, что он понял. Фразы «Нет денег» на местном языке должны быть всегда записаны и иметься под
рукой, если вы не успели их выучить. Предупреждайте всех чётко и ясно.
    Если вы хотите проехать платно – заранее, ещё до того, как застопите машину, представьте себе,
сколько километров до ближайшего (или до иного нужного вам) города и сколько вы хотите за это заплатить;
проконсультируйтесь у местных жителей. Сообщите свою цену и пункт назначения ещё перед посадкой в
машину, чтобы вместо попутного транспорта вам не попалось специальное такси раз в двадцать дороже. Пока
будете ехать, подружитесь с водителем – возможно, что к концу дороги он откажется от денег или захочет
провезти вас дальше, уже бесплатно, если вам будет по пути. Стоимость проезда по азиатским дорогам в
платных машинах обычно равна местной автобусной цене, ну и никогда не бывает больше 1 рубля за километр
(в местных деньгах по курсу). Если больше – вас дурят, это спец.такси, а не попутка.
    Если же вы, садясь в машину, не прояснили свою сущность, и думали, что водитель везёт бесплатно, а он
оказался деньгопросом – тут уж вы виноваты (вы, а не водитель). Попробуйте дать ему сувенир: открытки из
России, металлические монетки, свою визитку с адресом, наконец. Некоторые водители просят денег не
потому, что нуждаются в деньгах или потратили на вас что-то, – а так больше из любопытства (авось что
перепадёт?) Значит, вы сами виноваты, не нашли контакт с водителем! Но бывают настойчиво-обиженные
персонажи. Тогда заплатите автобусную цену, если деньги у вас имеются. Если денег нет, так и скажите.
    Если водитель скандалит, хочет получить, например, 100 долларов вместо одного доллара – смело идите в
полицию, и на провокации водителя не поддавайтесь. Таких жуликов, желающих получить $100 за небольшую
прогулку, я несколько раз встречал в Афганистане. Их испортили иностранцы, дающие всем $100 по первому
требованию. Не поддерживайте эту традицию. Достаточно и 100 афгани!
    В начале своих путешествий, например в Иране в 1997 году, я часто напарывался на таксистов. С годами
я научился определять, каковы ожидания водителя, уже по внешнему виду его и его машины (хотя бывают и
неожиданности). Если машина очень шикарная, дорогая, водитель интересуется автостопом, беседует и
подкармливает вас; или это огромный грузовик, везущий дорогой и однородный груз, и водитель, взяв вас,
не останавливается другим голосующим – понятное дело, водитель везёт вас не за деньги, а "за интерес".
    Если же машина старая и облупленная, если водитель молчит и питается отдельно от вас, и останавливается
всем голосующим, подвозит их и получает деньги с них, или это облезлый грузовик или автобус, везущий
кучу людей и разнородный мелкий груз, и вы забыли предупредить о своей безденежности – скорее сделайте
это, пока не настал час расплаты! Теперь, например во время моего четвёртого путешествия в тот же Иран
(2002/3 гг), деньгопросы мне уже не попадались.
    Путешествие на автобусе возможно во всех странах Азии, но за это принято платить. Если денег жалко,
обязательно заранее предупредить водителя. Тут уже в случае недоразумений будут правы не вы, а они
(автобусники). Стоимость проезда в автобусах весьма различна: в Иране, например, за $1 можно проехать
300 километров, а в соседней Турции только 20.
    Международные автобусы дороже, чем идущие в пределах одной страны.
   Поезда. Их в Азии не очень много, не то что в России. Ездить на них довольно медленное занятие,
больше как экзотический метод путешествия, чем ежедневная реальность. Только в огромных Китае, Пакистане
и Индии поезда играют существенную роль: на поезде можно ехать и днём, и ночью, не затрачивая никаких
усилий. Обычно для проезда в поездах используется билет (он дешёвый везде, кроме Турции). Можно
предъявить контролёру Дорожную Грамоту и попросить разрешения проехать без билета. Азиатские поезда
нередко весьма переполнены и некомфортабельны, так что порой ни лечь, ни сесть негде. Так что порой
после суток в поезде неплохо бы где-нибудь отмыться и отоспаться.
    В Турции и Иране поезда довольно быстры. Можете ими воспользоваться.
    Международные поезда дороже, чем идущие по территории одной страны.
    Самолёты. Редкий путешественник пользуется самолётом в пределах одной страны, разве уж вы очень
торопитесь. Как правило, самолёт в пределах одной страны стоит $50-100. Дешёвые самолёты, которыми не
так давно ещё славился Иран (они стоили по $10), канули в прошлое, и сейчас стоят так же дорого, как и
самолёты по соседним странам. Из одних стран Азии в другие самолёты дороже внутренних.
   По городам. Основным транспортом в больших городах Азии являются автобусы и маршрутки (как правило,
весьма дешёвые); в нескольких самых крупных мегаполисах есть метро или городская электричка. Троллейбусы
имеются всего в нескольких городах Китая, а также в Тегеране (Иран). Метро есть в Тегеране, Калькутте,
Пекине, Дели и ещё в паре городов. Такси есть во всех городах (стоимость проезда обговаривать перед
поездкой). Очень полезно, находясь в мегаполисе, иметь карту его: иначе непросто передвигаться. Азия –
весьма населённый континент, здесь не меньше ста городов-миллионеров и несколько огромнейших городов
(Шанхай, Бомбей, Калькутта, Пекин, Бангкок, Карачи), каждый из которых больше, чем Москва. Передвигаться
по ним без карты непросто. Заранее постарайтесь найти у знакомых, или поксерить из путеводителей
карты-схемы интересующих вас городов.
    В некоторых странах таксуют мотоциклисты. Если вас предложил подвезти мотоциклист, сразу уточните,
платный или бесплатный подвоз имеется ввиду. Также рикши, телеги и кареты, зарабатывающие извозом:
зафиксируйте цену и пункт назначения ещё до поездки.

Навигация по книге:

 ВВЕДЕНИЕ в АЗИЮ  *  ПАСПОРТ и ВИЗЫ  *  ДОРОЖНАЯ ГРАМОТА  *  ИНФОРМАЦИЯ  *  ВЕЩИ В ПУТИ  *  ПОИСК ПОПУТЧИКОВ  *  САМОЛЁТОМ в АЗИЮ  *  ПОПАДАНИЕ ПО СУШЕ  *  ТРАНСПОРТ и АВТОСТОП  *  ЯЗЫКИ  *  БОЛЕЗНИ и ЗДОРОВЬЕ  *  РОССИЙСКИЕ ПОСОЛЬСТВА  *  ОБЫЧАИ и НРАВЫ  * ХРАМЫ и РЕЛИГИИ  *  ДЕНЬГИ  *  ПОЧТА и СВЯЗЬ  *  НОЧЛЕГ в АЗИИ  *  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  *  БЕЗОПАСНОСТЬ  *  ЭКСТРЕННЫЕ СЛУЧАИ  *

line1.gif (4491 bytes)
    Кротов Антон Викторович (составитель книги).
«Вольная Азия: от Афганистана до Японии.» – Практический путеводитель по странам Азии для вольных путешественников. Издание третье, расширенное и дополненное. – МОСКВА 2006, интернет-версия на спец.сайте АВП «Африка для всех!»

    © А.Кротов, 2006, © соавторы по странам, 2006, © ГриЛ (автор сайта), 2006.
!!!Использование и цитирование информации без ссылки на www.africa.travel.ru не приветствуется!!!
/ заказать книгу в бумажном виде / e-mail автору книги / e-mail автору сайта / Наша «Гостевая Книга» / форумы "Русский BackPacker"
/ Несколько слов от составителей / Наши первоочередные интересы / Инструкция для описания страны / Как и куда слать Ваши добавления.
line1.gif (4491 bytes)