Буре.
Наркоманская мечеть
Эфиопия, вторая в истории христианская держава мира (с 330 года; первая, как известно, Армения, принявшая христианство в 303 году), – может обрадовать какого-нибудь православного фундаменталиста обилием монастрырей, монахов, церквей в каждом городе, крестов и прочей христианской символики. Однако это не более чем символы. Эфиопские священники и вся церковь давно продались диаволу, имя которому Быр. Да, именно быр (эфиопская валюта) является предметом вожделения всех (надеюсь, всё-таки почти всех) эфиопских священнослужителей. В прошлый приезд мы пытались посетить многие церкви, но уже на входе нас останавливали священники-менеджеры и трясли денег за вход. Так мы никуда и не попали, не говоря о том, чтобы заночевать в какой-то из церквей. На этот раз мы решили и не пытаться обрести кров и блага у эфиопских православных, и обратили свой взор на правоверных.
Эфиопские мусульмане, хотя и являются религиозным меньшинством, всё же обитают во многих городах и сёлах этой страны, и имеют свои мечети. Вот одну из таких мечетей мы и нашли вечером в поселении Буре.
Вернее, это были даже две мечети – старая и новая, стоявшие впритык. Старая построена в африканском стиле: глиняные стены, земляной пол, устланный соломой, в центре очаг с дымом – отпугивать комаров и мух. В углу два барабана, вероятно тоже для святых целей. За занавеской – помещение для женщин. Всё освещается довольно тусклой, но всё же электрической лампочкой – цивилизация наступает.
Рядом с этой глиняной мечетью построена – видно, на саудовские или другие иностранные деньги – бетонная мечеть, уже начавшая облупляться от влажного климата. Так как верующих немного, моления поочерёдно происходят то в одной, то в другой.
Мы разыскали имама и попросили нас вписать; он не был против; общались на смеси амхарского, арабского, английского и русского языков. Вот человек 50 эфиопов собрались на ночную молитву «иша», но вышло неожиданное для меня: собрались кругом, прочли краткую молитву, и тут выяснилось, что молитва читалась над пакетом с зелёными листьями местного слабонаркотического дерева, которое называется «чат» или «кат». «Освятив» таким образом чат, имам раздал по 3-4 листочка всем присутствующим, и все, кроме нас, начали с упоением жевать эти листья! Некоторые при этом приговаривали: «О Аллах!» – видимо, веруя в божественную пользу этих листьев!
Мы с Ильёй отказались от листьев, но правоверные не забыли про нас и принесли нам здоровенное блюдо (диаметром 60 сантиметров) – две инжеры с мясом и перцем, и чайничек чая! Имам под вдохновением (от нас и чата) произнёс возвышенную речь, в которой вероятно призывал всех относиться хорошо к путникам, особенно к тем, которые проявляют интерес к домам Божьим.
Хорошо, что в христианской Эфиопии мусульмане обладают полезным свойством вписывать в мечети. Кстати, другие автостопщики рассказали нам, что в соседней мусульманской Эритрее всё наоборот: в мечети переночевать нельзя, а в церкви, напростив, можно. В Эфиопии христиан 60%, мусульман 40%, в Эритрее – наоборот. И в обеих странах полезным свойством обладает лишь религиозное меньшинство…
От Буре мы свернули
на юг. До крупного города Некамте оставалось 250
километров. Сюда асфальт и улучшители дороги
пока не добрались, и я предполагал, что ехать
будем несколько дней. Красивейшие места: солнце,
горы, покрытые лесом, извивающаяся по горам
красно-глинистая дорога, обезяьны, переходящие
дорогу там и тут, и рыже-коричневый поток
Голубого Нила, который пересекал нашу дорогу
где-то на её середине.
Сперва нас взял
самосвал с дорожниками, потом трасса опустела, и
мы пошли пешком по зелёному горному серпантину,
спускаясь туда, где далеко внизу протекал Аббай
(местное название Голубого Нила). Красота! По
дороге попадались нам птички, красные птички,
которые сидели на трассе и на деревьях; мы решили,
что это – птицы АВП.
Через час или два нас
догнал грузовичок “Isuzu”, кузов был полон
100-килограммовых мешков: мука, картошка и капуста.
Купили по дороге и мешок угля за 15 быр. Водители
подсаживали всех, и на мешках уже было народу
немало. Все прелести Африки. Скоро мы должны были
достичь моста через Аббай.
Вдруг, пока мы ехали,
откуда-то из недр грузовика пришла нам записка.
По-английски. В ней было сказано:
“Когда будем переезжать мост,
запрещается смотреть на него. Если вы будете
смотреть на мост, вы будете арестованы полицией!”
Я очень удивился,
показал Илье. Вскоре неизвестно от кого из недр
кузова пришла вторая записка:
“Я полисмен, на этой реке.
Скажите мне свою национальность, чтобы у вас не
было проблем при переезде через мост.”
Я написал в ответ “We are Russian” и передал записку непонятно куда. Она исчезла среди эфиопов. Ну и общение, как с джиннами! Наконец я увидел загадочного запискописателя. Он был невзрачным солдатиком-коротышкой, так что я и не сразу увидел его среди 100-килограммовых мешков.
Мост переехали без проблем. На пересечении дороги и реки не было никакой деревни, только пост ГАИ, где солдатик и вылез. Никто нас не арестовал, и на мост мы глазели, но фотографировать не стали. Мост как мост. После моста дорога пошла резко в гору.
В джипе ехали важные
люди из столичного управления дорожного
строительства. Два интеллигентных эфиопа: один –
начальник, говорящий по-английски, другой шофёр,
английского не знающий, но тоже вроде умный – о,
как они отличались от обычной деревенской толпы,
следовавшей километрами за нами, кричавшей “ю”,
“дай мне 1 быр” и т.д.! Ехать до столицы они
намеревались три дня. Во-первых, потому что не
очень спешили, во-вторых, и дорога пока была не
очень хороша, в-третьих, они же были дорожники, и
поэтому иногда выходили, рассматривали и снимали
на цифровой фотоаппарат изгибы дороги, мосты, и
прочие места, которые подлежали ремонту в
ближайшие годы. Ночевали в Некамте в гостинице, и
весь следующий день ехали на этом джипе (какой,
однако, контраст с трясучими кузовами
грузовиков!). Только на вечер другого дня решили,
наконец, отделиться от дорожников и продолжить
путь самостоятельно.
В одной из
придорожных деревень мы увидели минарет и решили
повторить попытку исследования мечети и ночлега
в ней. Оказалось – здоровая мечеть, при ней
большая мусульманская тусовка, старики, дети,
столовые, медресе. Кстати, в эфиопских медресе
тоже кое-где, как и в Судане, используют
деревянные таблички для письма! Пристроились на
ночь, имам, седобородый 50-летний старик с большим
посохом, не возражал и только был рад.
Пока не село солнце,
мы устроили обход городка. Сотня детей бежали за
нами с криками “Ю!” Илья Алигожин решил их
перенастроить: соединив руки в странный жест, он
произносил странное слово “Золтон!” и толпы
детей, так же соединяя руки, повторяли “Золтон!”
Тогда он говорил им: “Илья Алигожин!” и сотня
голосов вслед кричали: “Иля-аливошин!” Так
развлекались с эфиопами, пока на это безобразие
не обратила внимание местная полиция.
Уже когда мы опять
вернулись во двор мечети, за нами пришли и отвели
в полицию. Имам лично пошёл нас отмазывать,
громыхая посохом (больше для важности, чем от
слабости), да не один, а ещё с последователями.
Пришли в милицию, расселись; имам тоже важно сел,
как человек в селе уважаемый. Полицейские
проверили наши паспорта и веско заявили, что мы
не имеем права находиться в этой деревне.
Англоговорящие.
–
Хорошо, хорошо. У нас только будет вопрос: эта
деревня – территория Эфиопии или нет?
–
Конечно, территория Эфиопии.
– Тогда всё в
порядке: ведь в визе у нас написано: “Разрешено находиться на
территории Эфиопии 30 дней”. Тридцать дней пока
не прошло, и раз это территория Эфиопии, то всё в
порядке.
Что-то промычав про
регистрацию, менты перешли на разговор на своём
языке, но в дело вмешался имам, назвал нас
наверное своими гостями, и вопрос был исчерпан.
Имам, мы и вся делегация вернулась в мечеть, где
нам все помогали (морально) ставить палатку, а
потом повели в харчевню, где хозяин, йеменец,
угощал нас инжерами с чечевицей (очень острой и
вкусной) и чаем. После чая многие достали чат и
начали жевать его.
– Чат, это нехорошо!
Это запретное – харам!
– Харам, харам, –
поддержал меня имам (сам чат не жующий), но на
других это не подействовало.
Имам проявил такт и
не расспрашивал нас о религиозных вопросах. Ведь
я был мусульманином, а Илья Алигожин – нет, и во
время молитв сей Илья прохаживался или тусовался
в палатке; но имам оставил участие в общественных
молитвах делом каждого из нас. А вот в предыдущей
мечети (где “освящали” молитвой чатовые листья)
не-мусульманство Алигожина стало новостью номер
1, и даже после того, как мы улеглись спать,
десятки верующих, нажевавшихся чата, шёпотом нас
обсуждали.
Вы читаете книгу Антона
Кротова © ТРЕТЬЯ
АФРИКАНСКАЯ
Москва, АВП, 2005 г.
вернуться в О Г Л А В Л Е Н И Е
Здесь можно заказать
эту книгу в "бумажном виде".
Написать
письмо автору этой книги. Другие книги А.
Кротова на сайте АВП.
Написать письмо автору
сайта "Африка для всех!"
www.africa.travel.ru