Гостеприимство эфиопов
С незапамятных
времён Эфиопия славилась своим гостеприимством.
Любой, даже беднейший эфиоп считал своим долгом
разделить с путником пищу и кров. Один из первых
европейских путешественников, посетивший
Эфиопию в 16-м веке, писал: «Эфиопы невероятно
гостеприимны. […] »
Однажды эфиопы
приехали к римскому папе в Рим. Там уже тогда были
гостиницы и рестораны, в то время как в Эфиопии их
не было. Повар гостиницы позвал их на ужин, и
эфиопы очень удивились, когда он потом восхотел с
них денег, так как такого
обычая в Эфиопии нет.
И в наше время
Эфиопия славится своим гостеприимством, а
Эфиопские авиалинии обеспечивают своим гостям
невероятное счастье и комфорт. Добро пожаловать
в Эфиопию! Земля гостеприимства!
15
октября. Жизнь в Девелле
Девелле – небольшой
посёлок среди пустыни и невысоких гор, своим
существованием обязанный железной дороге и
границе. Жителей менее тысячи человек. На юг и на
север уходят однопутные рельсы старой железной
дороги – железные не только рельсы, но и шпалы, во
избежание съедения термитами. Пыльная грунтовая
автодорога по пустыне, по которой, поднимая тучи
песка, несколько раз в день проедет джип или
грузовик.
На разъезде томятся в
ожидании отправки несколько товарных вагонов с
ящиками. Яблоки, тыквы и огромные кабачки в
полметра ждут своей отправки в Джибути. Местные
люди и овцы спят в тени вагонов и прямо под ними,
спасаясь от дневной жары. Раз или два в сутки
товарный поезд из Джибути встречает здесь
противоположный товарняк; в каждом из них порой
видны пассажиры. Но нас не отпускают под конвоем
в товарняке: ждут пассажирского поезда. Вагоны и
сцепки все старинные, 1920-30-х годов выпуска.
Стрелки ручные, и вообще уровень технологий не
изменился за последние 80 лет.
В посёлке около 50
человек “бюджетников”: работники таможни,
солдаты, полицейские, ж.д. работники. Есть ещё и
почта – скорее похожий на мусорный контейнер
домик 1,5х1,5х1,5 метра, наблюдаемый всегда в
закрытом виде; телефонный узел, работающий с 8.30
до 12.30 и с 14.00 до 18.00. Телефон работает хорошо.
Также есть вышка связи (охраняемая),
электрический генератор в будке, порождающий
электричество только с 18.00 до 6.00 – всего
несколько лампочек освещают здесь ж.д.станцию и
иммиграционный офис. Имеется две мечети. В
большую на молитву приходит человек сто, вторая
только строится и имеет лишь крышу
(металлический лист на кривых палках-столбах) и
репродуктор. Здесь народу поменьше.
Имеется и церковь, но
не православная, а протестантская, из которой
вечно доносятся какие-то песнопения и гимны.
Большинство госслужащих – христиане, но церковь
не посещают, а жуют, как правило, чат.
В центре посёлка – базарчик, где постоянно тусуется до 35 женщин-эфиопок. Женщины в разноцветной одежде, приятные на вид, молодые – даже ни одной 50-летней, а старух совсем в посёлке не видать. Они приносят на базар (неизвестно откуда, никаких садов в округе не видать) бананы, апельсины, картошку и репчатый лук в кучках, варят плюшки в гуманитарном подсолнечном масле – американская помощь голодающим, видимо в США продать не могут, привезли сюда; это масло в 3-литровых металлических банках тут очень распространено. Из пустых банок, разворачивая их в металлический лист, делают заборы (те самые, что мы видели в Дыр-Дыве, с надписями «USA»), все сидят на этих банках, они же столики для чая, кастрюли для варева и т.д.. Всё готовится на дровах, включая гос. учреждения; ни электроплиток, ни газа здесь не было никогда.
Помимо бананов, апельсинов, чая и плюшек, здесь ещё один важный товар – чат. Другие, малоценные товары продаются прямо с земли, под открытым небом; над чатом – навес мешковины, чтобы веточки и листья не засохли. Этот драгоценный товар привозят из Дыр-Дывы. Здесь он не растёт – слишком сухо, а чат любит влагу.
В Девеле, вокруг базара, находится не меньше десяти магазинов-лавок-столовых с весьма низкой посещаемостью. В одних можно заказать инжеру (3 быр), в других – купить мыло, чай и т.д..
Имеется немало босоногих детей, резвящихся на железной дороге, а также овец, но больше всего – мух. Дома построены из коряг, обмазанных землёй и глиной, а также из развёрнутых консервных банок и другого хлама. Заборы сделаны из консервных банок и сухих колючих кустиков. Самые главные гос. учреждения (таможня и ментовка) окружены забором из поставленных вертикально старых ржавых рельсов и шпал. Телевизоров в посёлке нет ни одного; самый важный начальник иммиграционного офиса имеет радиоприёмник и все новости получает из радио. Интернета и мобильных телефонов нет.
Всё процветание и экономика посёлка Давленне основана на трёх вещах – на границе, железной дороге и на гуманитарном подсолнечном масле США. Не будь этих трёх составляющих, жизнь в посёлке была бы нищей и серой.
После почти двух
суток вынужденного сидения на ст.Давленне,
ситуация изменилась. Наконец, пошёл обратно наш
пассажирский поезд; нас посадили в него, наши
паспорта отдали вооружённому солдату-охраннику
и таким образом под конвоем вернули в Дыр-Дыву.
Солдат имел при себе наши паспорта в
запечатанном конверте, саквояж вещей и автомат.
По-английски, разумеется, он не говорил.
Вместо того, чтобы
отвести нас в иммиграционный офис, как обещали
нам погранцы Давленне, и выдать нам выездную визу
– целый день мы проторчали во дворе Дырской
ментовки, пока важные чиновники решали (а скорее
и не решали, а лишь притворялись, что решают) нашу
судьбу. Ближе к вечеру нас посадили – опять же
под конвоем – на редчайший поезд до Аддис-Абебы.
Поезд туда ходит несколько раз в месяц и состоит
из кучи товарных вагонов и одного лишь
пассажирского (без стёкол, дверей и туалета), и
вот как раз в этот день поезд отправлялся. Это был
дивный поезд – 440 км он ехал более чем сутки!
О, состав на Аддису
был ещё колоритнее, чем нарко-экспресс в Джибути!
Хотя вагон был тот же, в каком мы ехали в Джибути и
обратно (видимо, в Дыре поезд переформировали,
отцепили два лишних пассажирских вагона и
доцепили несколько товарных) – о Африка! Куча
народу, еле влезли. В последнюю секунду. Ещё куча
людей в товарных вагонах, но наш конвоир, его
звали Шохгиза, боялся, что мы спрыгнем и не
разрешил нам ехать в товарняке. А спрыгнуть проще
простого, поезд едет со скоростью бегуна,
трясётся и чуть не разваливается. В одном месте
ж.д. проходит через озеро – мы ещё 10 дней назад
думали: неужели может поезд ехать здесь, когда
рельсы чуть не утонули, и уже меж шпалами
плещется вода? Оказывается, может!
Среди пассажиров –
несколько солдат с автоматами, патронами,
гранатами, с запасными рожками к автоматам. Идёт
билетёр – его охраняет тётка-солдатка два на два
метра, сильная как Нотка, но ещё с автоматом за
плечами и обвешанная гранатами! Эй, зайцы, выходи!
Взрывать буду! Мы, конечно, ехали бесплатно, как
арестанты.
Поезд вёл себя
странно. Вот, например, на одном полустанке
локомотив отцепился и поехал куда-то. И два часа
не возвращался! Потом вернулся, прицепился к
поезду и потащил его вновь. Поезд ходит так редко,
что там, где дорога идёт по лесу, ветки деревьев
выросли и тычутся в поезд, лезут в окна и хлопают
по крыше. Если в этот момент сходить в туалет (то
есть высунуть зад за борт, так как туалет не
работает, завален мешками) – колючие ветки леса
начинают хлопать по тебе.
Мы притворились
безденежными, так оно почти и было: все эфиопские
быры, обменянные по грабительскому курсу в
Давленне, мы потратили, и не хотели размахивать
долларами в такой обстановке. Шохгихза, наш
охранник, опасаясь, что арестанты умрут по дороге
с голода и его накажут, – купил нам бананов на 2
быра.
Мы с Ильёй, наверное,
одни из последних туристов, кто проехал по этой
ж.д. Ведь путь разрушается, никто не чинит, всё
сгнило и заросло, поезд ходит всё реже, и деньги
на ремонт ж.д. не выделяются; думаю лет через пять
всю дорогу закроют, а все грузы будут
доставляться на фурах по трассе. Тем более, что
асфальтизация дорог в Эфиопии, как и в Судане,
потихоньку движется. Так что хорошо, что успели
проехать здесь, хоть и не вольными, а под конвоем,
с “делом” на нас и паспортами в опечатанном
конверте.
Поезд является
стратегически важным – целых пять солдат
охраняют единственный пасссажирский вагон
(непонятно от кого), ещё пять трясутся от холода
на товарных платформах, охраняя грузовую часть
состава. Средняя скорость поезда составила 19
километров в час. Приехали в Аддис-Абебу только в
пятницу вечером, в 18.00.
Вы читаете книгу Антона
Кротова © ТРЕТЬЯ
АФРИКАНСКАЯ
Москва, АВП, 2005 г.
вернуться в О Г Л А В Л Е Н И Е
Здесь можно заказать
эту книгу в "бумажном виде".
Написать
письмо автору этой книги. Другие книги А.
Кротова на сайте АВП.
Написать письмо автору
сайта "Африка для всех!"
www.africa.travel.ru