Абри–Донгола–Хартум
Пару часов мы проспали – перед рассветом – на
базаре, пока не проснулись люди и мухи. Потом
встали, ушли куда-то на трассу, но к нам
прицепились КГБшники в штатском – приехали за
нами на машине (интересно, неужели и здесь
«заложили»? Или они ехали по своим делам, увидели
нас – ах! Иностранцы! Наверное без регистрации!).
Вернули нас в центр города, и, записав нас в
какой-то полицейский журнал, отпустили. Там же
цапнули и иностранцев с парохода, дальнейшая их
судьба мне неизвестна. Наверное, их
заставили-таки зарегистрироваться – всерьёз и
за деньги.
В
Абри мы поймали грузовик в посёлок Фарек. В
кузове, помимо других пассажиров, ехал мужик в
очках. Если вы в Судане увидите человека в очках,
одетого по-европейски, то он окажается или 1)
англоговорящим южанином, или 2) англоговорящим и
не патриотически настроенным северянином. Вышло
второе. Мужик всю дорогу клеился к Нотке и жевал
какую-то траву.
–
Жевательная трава – харам (запрещённая), –
сказал я ему.
–
Нет, не харам. У меня отец великий шейх (4 жены, 25
братьев), весь Коран знает наизусть, и он говорит,
что трава – не харам. Сам жуёт и нам даёт!
Мне
захотелось попасть в гости к мужику в очках,
посмотреть на великого шейха, но нас не позвали:
возможно, это были выдумки очкарика, клеющегося к
Нотке.
А
вот какие грузы ехали в кузове грузовика:
макароны, сахар, маленькое искусственное
египетское молоко в 150-граммовых пакетиках, вёдра
с краской, ящик со стаканами (!) (предмет особых
забот сына шейха), манговый сок в бутылочках,
матрас, пепси-кола в железных банках, бисквиты и
кексы в ящиках (уже деформированные), сыр, шоколад
(не скисли ли?), халва. Всё это везлось из Египта
через Вади Халфу в один из магазинов в Делго
(городок по дороге). У суданцев были этакие
накладные – клочки бумаги. Прибыв в Делго,
остановились в тени большого дерева и всё это
добро разгружали. Борта грузовика очень горячие,
хоть яичницу жарь прямо в кузове. Думаю, здесь из
того, что доехало по ухабам и жаре, – осталось
немногое, и это пойдёт в продажу по тройной цене.
Суданцы переговариваются:
–
Мыло где?
–
Где мыло? Два ящика мыла…
Вечером 18 сентября мы приехали в посёлок Фарек.
Нас предупредили, что в Фареке «фундук мафи» (нет
гостиницы), и мы очень обрадовались. Здесь мы
прожили больше суток: ночевали две ночи у местных
жителей, а днём сидели на трассе, пока не
выяснили, что дорога наша ведёт в никуда (а
асфальт пока сюда всё же не дошёл). Что
представляет собою Фарек? Длинный – на пару
километров – посёлок посреди пустыни, недалеко
от Нила, с песчанными улицами и домами из
необожжённой глины, окружёнными глиняными
заборами. Пара больших мечетей с высокими
минаретами. Ко времени молитвы в мечети включают
генератор электричества, чтобы азан (призыв на
молитву) можно было испускать через
репродукторы, установленные на минарете. Козы,
телеги, верблюды. Пальмы вдоль Нила. В домах –
керосиновые лампы. Финики сушатся во дворах.
Суданцы в белых халатах и чалмах; женшины –
разноцветны и общительны; дети – любопытны и
пугливы. Вечером местные жители, совершая
молитву, освещают помещение керосиновой лампой,
и тени от белохалатных фигур шевелятся на
глиняной стене, дрожа в неровном свете керосинки,
как и сто, и двести лет назад. Рыжая нильская вода
в глиняных кушинах, стоящая под соломенным
навесом, одинаково годная для омовения, для
загрязнения и для питья.
В
центре посёлка – магазин, он же автостанция, куда
подъезжают время от времени большие пустынные
грузовики. Оказалось, правильная дорога, по
которой идёт большинство машин на Донголу,
проходит мимо магазина и углубляется в пустыню.
Проведя в Фареке две ночи и день, только 20-го мы
перешли на правильную дорогу. Тут нам повезло:
быстро застопили машину, покинули Фарек,
переправились на пароме через Нил и приехали в
Донголу.
Вода в Ниле совершенно чёрная. Эта густая
жидкость, похожая на нефть, перекачивается в
земляные каналы, идёт в городские водопроводы,
течёт из крана в особняках богачей, наливается в
питьевые «потеющие» кувшины. Хотя и грязи там
ложка на стакан, кружка на ведро, никто не считает
эту воду какой-то нечистой. В одном месте мы ждали
машину рядом с кувшином чёрной воды; поставили
кружку под кувшин: там, просачиваясь сквозь поры
кувшина, капля за каплей вытекала
прозрачно-родниковая вода! Ждали, когда хотя бы
полкружки накапает… Тут прибегает суданский
парнишка, хватает кружку: глядь, вода в кружке
какая-то белая, бракованная! – резко выливает её,
мы и слова не успели сказать, – черпает из
кувшина чёрную, нефтеподобную воду и выхлебывает
пол-кружки. Потом убегает дальше по своим делам. А
мы остаёмся опять без воды и ставим кружку вновь
на прокапывание…
–
Это деликатесная вода: из Нила, – сообщают нам
суданцы.
Ближе к Донголе – при внимательном рассмотрении
– мне удалось заметить разные изменения. Судан
стал богаче, началось
строительство асфальтовых дорог, и вот уже под
Донголой виден кое-где асфальт. Помимо кузовных
машин самой распространённой здесь марки «Toyota-Hilux» появились
более нежные, комфортабельные и дорогие джипы,
пока в небольшом количестве. На грузовиках,
помимо мешков с финиками, того и гляди, опять
везут спутниковую тарелку. В Донголе – да, уже в
Донголе! – появилась мобильная связь, и можно
увидеть бородатого суданца в чалме и белом
халате, общающегося с кем-то посредством трубки,
ранее здесь неизвестной. Скорость машин
возросла, а процент останавливающихся снизился
– со 100% до 70%, пожалуй. В городах появились, о чудо
из чудес, «кола» и «фанта» в пластиковых бутылках
по полтора и два литра. Через десять лет (неужели?)
они заменят суданскую нильскую воду. Или
выпустят минеральную чёрную воду в бутылках: «Чистая природная нильская
вода (100% очищенная и обеззараженная)»?
Или, ещё хуже, появится подделка под нильскую
воду, вода из концентрата: «Лечебно-профилактическая
вода «НИЛЬСКАЯ-СУДАНСКАЯ». Состав: 1. Очищенная и
обеззараженная вода. 2. Концентрат С790 «Нильская
грязь», идентичный
натуральному, одобренный Африканским
сообществом»? Ведь в цивильных, пресыщенных
странах уже выпускается целебная грязь и морская
соль, а в супермаркетах угли для шашлыка… Это же
будет и здесь?
В
Донголе на базаре мы обнаружили полицейского в
берете и с бородой, как у Фиделя Кастро.
Сфотографировали его. Смешной такой мужик!
Рядом с Донголой на трассе мы простояли пол-дня,
правильных машин не было видно; вечером поднялся
густой ветер с песком, так что не стало видно
вообще ничего. К счастью, рядом была вписка: мы
заночевали в миниатюрном оазисе, где жила всего
одна семья и был один здоровенный колодец, больше
похожий на яму. Вот
приколько: жить среди пустыни, но недалеко от
города, ездить туда на ослике, продавать свои
финики, и никто тебе не мешает.
Ветер с песком продолжался и наутро. Песок
хрустел на зубах.
Мы ехали втроём по Судану пять суток. Наконец, 22
сентября 2003 года мы прибыли в суданскую столицу,
Хартум. Поскольку приехали поздно, поставили
палатку рядом с какой-то мечетью, и никто не
обеспокоил нас до раннего утра.
Вы читаете книгу Антона
Кротова © ТРЕТЬЯ
АФРИКАНСКАЯ
Москва, АВП, 2005 г.
вернуться в О Г Л А В Л Е Н И Е
Здесь можно заказать
эту книгу в "бумажном виде".
Написать
письмо автору этой книги. Другие книги А.
Кротова на сайте АВП.
Написать письмо автору
сайта "Африка для всех!"
www.africa.travel.ru