Старт. Турция
Из Москвы выезжали
мы, как обычно, раздельно. В
прежние годы можно было добраться до Турции и
Сирии двумя путями: с востока от Чёрного моря
(через Грузию) и с запада от
моря (через Болгарию и Румынию). Оба эти пути были
просты, так как до последних лет и Грузия, и
Болгария, и Румыния были безвизовыми. Сейчас
свободный путь до Турции закрылся – из-за козней политиков, разделяющих
народы, для посещения
каждой из этих стран требуется отдельная виза.
Не имеющим
болгарской, румынской или грузинской виз, из
России в Турцию приходится лететь самолётом или
плыть на пароме через Чёрное море. Есть и
комбинированный вариант: автостопом до Баку, а
оттуда самолётом в Нахичевань, азербайджанский
анклав-“остров” между территориями Армении, Турции
и Ирана. Самолёт
Баку–Нахичевань стоит около двадцати долларов,
плюс столько же стоит сейчас виза Турции.
Одни страны
становятся визовыми, а другие наоборот: в 2003 году,
после американо-иракской войны, на некоторое
время стал безвизовым Ирак –
въезд свободный для всех желающих. Этим уже
успели воспользоваться (весною 2003 года)
питерские путешественники Гриша Кубатьян и Юрий
Болотов, первыми посетившие послевоенный Ирак и
даже побывавшие в американском концлагере (их
сочли за террористов, но потом отпустили). Многие
автостопщики вдохновились их примером; в том
числе Илья и Нотка. Они добирались
в Сирию через Баку, Нахичевань, Восточную Турцию
и Иракский Курдистан.
Книжник ехал со своей
гитарой через Баку и Нахичевань, но без Ирака. У
меня же было меньше свободного времени, и я
сэкономил пять суток – полетел самолётом до
Стамбула.
“Мы с другом решили ехать на лето на заработки в Грецию, где, говорят, всем нелегалам платят на сборе фруктов 1000 долларов в месяц. Купили визу через фирму. Но в Греции нужны показные деньги, как минимум $400 на человека, доказать, что ты не бомж. Одолжили денег и купили на $400 дорожных чеков “American Express”, которые якобы восстанавливаются при потере. Через неделю пришли ещё раз в контору, и сказали, что чеки утерялись: мы думали, что нам дадут сразу новые чеки, и у нас будут чеки на $800, чтобы предъявлять их на границе. Но в конторе сказали: «ОК, мы внесём ваши (якобы) утерянные чеки в компьютерную базу недействительных чеков, так что никто по ним деньги никогда не получит. А выдать дубликаты мы сможем через месяц, пока проведём консультации с нашим головным офисом.» Так, вместо чеков на $800, у нас остались лишь долги на $400. Мы поехали в Грецию, надеясь въехать туда с турецкой стороны, но на переходах хотели, чтобы мы предъявили по $400 на каждого, в доказательство нашей состоятельности. Тогда мой напарник, Руслан, взял эти «утерянные» чеки на $400, предъявил их и прошёл, пообещав передать их мне обратно на турецкую сторону, с первой же встречной машиной. Так мы расстались, но никто мне ничего не передал, и где Руслан, я не знаю, и связаться с ним не знаю как. Прошло много дней, и вот я неимущим скитаюсь по Турции. Я предлагаю тебе следующее: одолжи мне пожалуйста $400, я быстренько заеду в Грецию, покажу деньги на границе, а потом тебе эти деньги с первой же машиной передам».
Но
я отказал человеку в таком одолжении, и он,
огорчённый, остался в Стамбуле (ах, вот для чего
он меня встречал). Так что если к вам, когда вы
прилетите в Турцию, подойдёт обросший и голодный
человек и попросит одолжить ему на денёк $400 – знайте, что это он. Не
пробуйте удвоить ваши чеки, «утеряв» их; а
отправляясь на сбор бананов в Грецию, прежде
проведите подробные консультации с уже
побывавшими там специалистами.
Моя поездка по Турции не была какой-то
особенной: всё было приятно и привычно. В
центральной Турции удалось застопить здоровые
фуры с подмосковными
номерами! Водители (три машины – три водителя:
русский и два араба)
ехали из казахского города Уральск через Россию
и через украинский Донецк (где они прикупили
холодильников) в иорданскую Акабу – из Азии в
Азию, за месяц по шести странам. Один из водителей
однажды, захлопнув кабину, умудрился забыть
ключи в кабине другой, ушедшей вперёд, машины, и,
застопив самый медленный в мире грузовик,
помчался догонять впереди идущий. Мне оставалось лишь
скучать в тени стоящего грузовика, так как рюкзак
остался в кабине. В другой раз мой водитель
уронил тряпку в 500-литровый бензобак, и целый час
пытался её выловить всякими проволоками и
крючками.
Все турецкие города
достаточно цивильные; дороги здесь отличные;
много платных автобанов. На хороших дорогах
машины останавливаются хуже, и наоборот: в более
глухих местах стопится каждый второй. Повсюду
большие типовые мечети, похожие друг на друга, а
также красные флаги, только вместо серпа и молота
полумесяц (тот же серп, но без ручки). Сухо и
солнечно, всё вокруг рыжее: горы и степь.
Отличный
гостеприимный народ оказался в Турецком
Курдистане, в восточной части страны. Я побывал в
главном городе курдов со странным названием
Диярбакыр, переночевал в местной мечети,
посмотрел, как женщины из глины лепят и продают
огромные тындыры – печи для хлебов размером с
корову, – затем побывал на озере Ван. Озеро сие
находится в горах, на высоте 1800 метров над
уровнем моря, и зимой это самые холодные и
снежные места страны. Само озеро не пресное, а с
большой примесью соды. Холодное, и обдувается
холодным ветром. Окружено горами со всех сторон,
как Байкал, и довольно велико – километров
восемьдесят в длину. Под городом Ахлат первый в
Турции раз полицейский у меня проверил
документы, и сам произнёс по-русски слово
“Автостоп”! И в России не все знают…
Город Ван, на
восточной оконечности озера, 280 тысяч жителей –
население каждого городка указывается здесь
прямо на въездной табличке. В городе я обнаружил
магазин “Migroos”–аналог нашего «Рамстора».
Вернее, Рамстор это наш турецкий «Мигрос». Все те
же продукты, что и у нас, только дороже. И не только в Ване, но и в каждом
городе здесь есть супермаркет, хоть и небольшой,
но принимающий кредитные карточки, а также
Интернет-кафе. В окрестностях города – соляные
промыслы, добывают то ли соль, то ли соду,
выпаривая лужи у озера.
К востоку от
города Ван, в крошечном городке Гюзельсу
(«Прекрасная вода»), обнаружилась роскошная крепость Хошап Калеси –
посетил её, полазил, поснимал. Крепость стоит на
горе, и с неё открывается отличный вид на дороги,
горы и поля. Этакий крымский пейзаж, всё жёлтое,
сухая трава типа степь, машинки где-то ползут
вдалеке. В одном из горных мест я решил
переночевать у водопада, но чуть не вызвал
камнепад, и долгое время в вечерних сумерках
ползал по скалам, ища безопасное от падения
камней и воды место.
Восточная Турция изобилует не только горами, реками и водопадами, – но и военными, и полицейскими. Много постов, на которых проверяют паспорт, заставляют заполнить какие-то анкеты – причина в том, что регион сей, населённый курдским народом, уже давно хочет отделиться от западной Турции – впрочем, безуспешно. В городе Ширнак я наблюдал много тысяч человек полиции и солдат; на каждом углу был человек в форме, в каждом магазине и лавке, и у каждой телефонной будки находился военный, следивший за тем, чтобы редкие робкие граждане никак не проявляли сепаратизма. Я постарался поскорее смыться из заментованного города. Водители-курды подвозят лучше, чем водители-турки, но первые неторопливые, любят постоять, чайку попить, а турки – более деловые. Так и делится страна, лежащая меж двух континентов – на европейскую половину, с автобанами и небоскрёбами, и азиатскую, курдскую часть, более напоминающую нормальную гостеприимную Азию. Только солдаты и полиция здесь турецкой, главенствующей национальности.
Вы читаете книгу Антона
Кротова © ТРЕТЬЯ
АФРИКАНСКАЯ
Москва, АВП, 2005 г.
вернуться в О Г Л А В Л Е Н И Е
Здесь можно заказать
эту книгу в "бумажном виде".
Написать
письмо автору этой книги. Другие книги А.
Кротова на сайте АВП.
Написать письмо автору
сайта "Африка для всех!"
www.africa.travel.ru