Глава
43-я.
К дому, в
Намибию. – Национальный Парк
«Этоша».
– Дожди в северной
Намибии. – Страны и визы.
– Последние дни в Африке.
– Прощание с Намибией. – Перелет.
29-го
января, после завтрака, вчерашний водитель
подвез 15 км до границы с Намибией.
Пограничники удивились:
- Тоже из России?
- Да, а что?
- Да что-то зачастили русские с
рюкзаками. На прошлой неделе уже один проходил,
бородатый такой.
- Ах, это мой друг у вас был.
- Догоняешь его?
- Нет, просто путешествую по Африке.
Намибийцы посмотрели выездной
штамп трехдневной давности и снова удивились:
- 26-го выезжал, а теперь уже обратно?
- Я посмотрел Ботсвану и теперь
обратно, в Уолфиш-Бей.
Больше вопросов не было, и в паспорте
появился новенький штамп-виза, разрешающий
находиться в стране до 90 дней. Если учесть, что
виза Ботсваны в Виндхуке для русских тоже
бесплатна, то эти две страны - самые удобные для
русского путешественника. На две таможни
я потратил всего 15 минут. Пограничники вежливо
предложили мне посидеть у них в тенечке, в
ожидании машины.
Через пол часа подъехала машина из
Намибии, высадила пассажиров, но в Ботсвану не
собиралась. Я подошел к водителю с просьбой от
подвозе.
- … Извини, но брать деньги за подвоз –
мой бизнес. – Честно сказал водитель на мою
просьбу.
- Нет проблем. Жди пассажиров побогаче.
– Сразу сказал я и пошел в Намибию пешком, не
дожидаясь его отъезда.
До асфальтовой дороги, судя по карте, 12
километров по грунтовке через Manango Game
Park. Решил двигаться вперед, а если какая машина
будет обгонять, то сама остановится от
удивления.
Расчет оказался точен – остановился
тот самый таксист. К сожалению, он ехал не на
трассу,
а в другую деревню. Расстались на воротах парка.
Снова пошел пешком, распевая песни
Булата Окуджавы и размышляя, что это, должно
быть, мой последний пеший переход по африканской
земле. Через пару километров догоняет
черная, пыльная, раздолбанная «тойота», с такими
же черными, пыльными пассажирами.
Больше всего это напоминало нашу
«волгу», где-нибудь в колхозе Нечерноземья.
Пассажиры уплотнились вчетвером на заднее
сиденье, чтобы освободить для меня
переднее. Высадили возле притрассового магазина,
в двухстах километрах от ближайшего
города Рунду.
На развилке в Katimo Mulio уже сидело
несколько автостопщиков из Анголы. Машины в
столицу здесь появляются только два раза в сутки,
утром и вечером, когда приходит конвой из
Замбии и Katimo.
За первые два часа ожидания проехал
только БТР. За следующий час проехали лишь две
локальные машины и даже не остановились. Хорошо,
что у меня были намибийские деньги –
сходил в магазин, купил консервы, хлеб и
газировку. На банке колы была крупная красная
надпись «Only 1,99 N$». Но банка продавалась за 2-20.
- Почему так дорого, здесь сказано, что
нельзя дороже 1-99? – Спросил я кассира, изображая
«наивного иностранца».
- Это цена для столицы. У нас дешевле не
бывает. – Вежливо ответили мне.
Я ухмыльнулся, вспомнив, что в
Уолфиш-Бее покупал в супермаркете точно такие по
1-65.
Все остальные продукты здесь тоже были
дороже, примерно как у нас за Уралом еда дорожает,
по сравнению с европейской частью России.
В три часа дня подъехала кузовная
«тойота» и забрала в Рунду всех денежных
пассажиров,
кроме меня халявщика. Но это хорошо, спешить
некуда, а остальные машины теперь будут
останавливаться лучше для меня одного, чем толпе
голосующих.
Так и произошло. К шести вечера доехал
в Рунду в пустом кузове. Следующий город –
Grootfontein-254 km. Вечереет, машины все локальные.
Старенькая колымага ехала за дровами
на 20 километров. Там небо быстро заволокли тучи,
полыхнула молния и через час хлынул
ливень. Эта же машина выехала с дровами обратно, я
вернулся на ней к жилью и поставил
палатку под навесом возле ближайшего дома.
Хозяева очень удивились, денег не просили, но и
чаем не угостили – вот, будут теперь всем
рассказывать, как белый человек у них в огороде
ночевал.
Утром погода наладилась, уже через
десять минут сел в очень быструю машину и доехал
до Грутфонтейна всего за два часа. Здесь дорога
разветвлялась – на север, в Тсумеб, и на юг – в
Отави. В прошлый раз меня увезли в Тсумеб, сегодня
я хотел в Отави, но почему-то водители
туда не хотели. Перешел на другую трассу и с
комфортом уехал в Тсумеб. В тамошнем банке
без вопросов обменяли оставшиеся ботсванийские
пуло на намибийские доллары. Лишь
несколько монеток с изображением зверей я
оставил себе на память.
Tsumeb был хоть и шахтерским городом, но
очень опрятным и зеленым – кругом газоны,
целые горы цветов на кустах, заборах и клумбах. В
туристическом офисе – бесплатные карты
окрестностей, а вот интернет платный.
Разглядываю карту.
В ста километрах на северо-восток от
города находился всемирно знаменитый Etosha
Nat
Park. Через парк есть автомобильная трасса. В
Танзании, помниться, проезд через аналогичный
кусок национального парка на машине был
бесплатен и весьма интересен. Почему бы не
попробовать?
Вышел за город, стою на перекрестке
Намибия-Замбия-Ангола. Читаю путеводитель. С
севера приезжает машина с гидроциклом в прицепе.
Верхом на нем сидят Андрей и Кирилл.
Едут в столицу. Оказывается, они
провожали Кротова в Анголу.
(Вместо заказанной месячной визы, ангольцы
дали лишь транзитную пятидневную, а
исправлять отказались. Так что, ждать гидростопа
времени не было, и Антон решил
попробовать доехать до Луанды по суше. По словам
ЮАРского дальнобойщика, в Анголу
можно проехать только на 200 километров, а дальше
начинается зона партизан и иностранцев
туда не пускают.)
Через 20 минут остановился белый
«wolksvagen». Белая женщина ехала в северный город
Oshakati и подвезла прямо к воротам национального
парка.
Позвали начальника охраны. Показал ему
«мудрейшую грамоту».
- Нет-нет. Автостопом по нашему
национальному парку ездить нельзя. – Замахал
руками
начальник.
- Но вот же, по карте, дорога в город Outjo!
– Показывал я ему путеводитель. – Машина
может проехать через ваш парк
транзитом?
- Может. Но автостопом нельзя.
- Хорошо. Я не буду голосовать на
территории парка. Я дождусь здесь попутную
машину и
уеду прямо в Оутжо.
- Такие машины бывают очень редко. –
Заверил меня начальник - Обычно туристы живут у
нас несоклько дней, в специальных
“лоджах”. Я не хочу, чтобы у нас появлялся
автостопщик. Выходи за ворота, а не то я
вызову полицию.
- Хорошо. Я ухожу за ворота, ни никто не
может мне запретить голосовать за воротами.
- Гуд бай и всего хорошего!
За два с половиной часа в нац.парк
проехал только один автобус с туристами. Потом из
ворот выехал пустой новенький микроавтобус.
Водитель сам предложил довезти меня до
Виндхука. Но в столице мне делать нечего,
хотелось проехать последнюю асфальтовую трассу
Намибии, по которой я еще не ездил -
“Отживаронго-Карибиб”.
При подъезде к городу
увидели красивое зрелище – сонце садилось за
гору, над которой
бушевала гроза. Я залез на крышу автобуса и
сфотографировал этот пейзаж.
Мой отворот находился в самом центре
города Otjiwarongo. В прошлый раз я был здесь на
рождество и удивлялся безлюдности улиц. Сегодня
шел дождь, к магазинам подъезжали
многочисленные машины, покупатели бегом
выкатывали тележки с покупками на автостоянку,
забрасывали пакеты в машину и бросали тележки
прямо на улице. Из-за этого образовался даже
небольшой автозатор – никто не хотел выходить
под ночной дождь и убрать тележки с дороги.
Я сидел в кафе, пил чай с лимоном, и
усмехался ленивости и вальяжности богатых людей.
К девяти часам вечера дождь даже не уменьшился.
Ускорился под ливнем, быстрым шагом
на восточную окраину города в поисках ночлега.
На железнодорожной станции было сыро и
безлюдно. В домике путевых рабочих горел
свет, но на мой стук дверь никто не открыл. Рядом
хлопал открытыми дверями пустующий
склад под жестяной крышей. Внутри было сухо и
тихо, но непонятно, как к этому отнесутся
железнодорожники, если обнаружат меня здесь
утром? Но идти еще куда-то в темноту и дождь
не хотелось. После некоторых сомнений, закрыл
ворота изнутри на палочку и поставил палатку
прямо на полу склада.
Уже к семи часам утра я покинул
территорию железнодорожной станции. Ни одного
человека так и не увидел. При свете дня обнаружил
еще более экзотическую вписку –
старинный паровоз на постаменте. Жаль, что не
заметил его вчера – заночевал бы в кабине.
Буквально через две минуты подсел к очень
веселому белому водителю, ехавшему в город
Омаруру. Трасса оказалась очень интересной –
горные склоны и перевалы, огромные мосты
через несуществующие реки. Как и вдоль
большинства намибийских дорог, по обочинам
тянулись проволочные заборы.
- Эти заборы защищают машины от
столкновения с животными. – Сообщил водитель.
- Разве здесь национальный парк? Какие
здесь животные?! – Засомневался я.
- Вон, смотри, свиньи! – Крикнул
водитель и притормозил.
Через дорогу, выстроившись за мамой,
как утята, перебегали маленькие дикие поросята.
Мы остановились и посмотрели изгородь
в этом месте – явно был подкоп. Тогда в чем смысл
забора? Через несколько километров на заборных
столбах сидело целое семейство обезьян. Мне
казалось, что вдоль этой дороги животных больше,
чем в иных национальных парках.
В утреннем кафе в Omaruru водитель угостил
меня завтраком. Интересно, что во многих
кафе в меню есть «русские сосиски» и водители
старались угощать нас «национальным
блюдом». Под этим экзотическим для Африки
названием скрывались обыкновенные сосиски в
тесте. Точно так же, в ресторанах называли
«русским салатом» то, что мы называем «салат-
оливье». И уж конечно, «Russian tea» – чай с сахаром и
лимоном.
В 65-ти километрах от Карибиба я
простоял два часа – вообще ничего не ехало
дальше трех
километров. Наконец остановил белый «мерседес» с
пожилой немецкой четой, ехавшей прямо в
Свакоп. Салон машины был отделан белой кожей и
перламутром, кондиционер работал так
сильно, что у меня даже горло заболело.
Встречных машин не было, низколетящий
«мерс» тоже вряд ли кто догнал бы. Неожиданно
водитель затормозил и стал пятиться назад. Я
забеспокоился, что на скорости 160 мы могли
потерять какую-нибудь деталь. Но водитель
знаками показал в сторону. Между трассой и
забором спокойно лежал в тени колючего дерева
довольно здоровый олень. Когда я выскочил
из машины с фотоаппаратом, животное тут же
поднялось и тремя прыжками перепрыгнуло
через двухметровый проволочный забор.
Сфотографировать даже не успел.
В Уолфиш-Бей приехал с итальянцем,
который действительно, даже за рулем машины,
больше жестикулировал, чем говорил.
Вечером пришел в Миссию проверить
почту и узнал, главным образом из России,
следующие новости:
1. Антону Кротову не позволили
доехать до столицы Анголы посуху. Путь до города
Лобиту занял у него четыре дня, после чего
пришлось пересесть на баржу и уже
гидростопом приехать в Луанду. К тому времени,
шестидневная транзитная виза давно
просочилась и первый же патруль арестовал
путешественника. Из полиции его вытащил
российский консул и спрятал в торгпредство.
Ценой больших усилий и 50-ти долларов
сейчас для него изготавливается продление визы
«задним числом». После чего Антон
будет «выдворен» из страны на ближайшем самолете
«Аэрофлота», но за свой счет.
2. Олег Сенов и Сергей Лекай
так и не изготовив визы ЮАР в Мозамбике,
перебрались
сначала в Малави, а потом в Замбию. Теперь они
живут в Лусаке, в той же самой
церкви, у Отца Джона. Смотрят Замбию и водопад
Виктория.
3. У Владимира Шарлаева есть
друзья в Санкт-Петербургском представительстве
фирмы
«PENTAX». Через ЮАРское представительство этой
фирмы они заказали приглашение,
но не для всех участников экспедиции, а только
для тех, кого бы лично г-н Шарлаев
хотел видеть на пьянке в самой южной точке
Африки.
4. Еще два участника – Андрей
Мамонов и Кирилл Степанов живут в
Улофиш-Бее, в
каюте того самого украинского корабля «RK-1»,
который после ремонта уходит в
Уругвай. Андрей и Кирилл не хотят возвращаться в
Россию, но и «доверием» г-на
Шарлаева и фирмы «Пентакс» тоже оказались
обделены. По крайне мере до марта, они
будут тусоваться по странам южной Африки, и если
за два месяца визу ЮАР не
добудут, попытаются получить «нормальную»,
месячную визу Анголы, чтобы ехать
домой самым интересным маршрутом в мире – по
западному берегу континента.
5. Мои же надежды на авиастоп с
украинскими моряками не оправдались. Только не
раньше шестого марта в Севастополь полетит
небольшой самолет «ИЛ-18». И уже
сейчас заказчик говорит, что мест в нем не будет и
даже часть своих моряков им
придется отправлять на рейсовых самолетах. К
тому же, как известно, «на флоте ничего
точно не бывает» и даже эти сроки могут
изменяться неоднократно. В Виндхуке меня
ждала ангольская виза за 20 долларов, скорее
всего, тоже шестидневная. Так что и в
Анголу мне пока не хотелось – после истории с
Антоном тамошнее посольство и
полиция будет не очень рада еще одномк русскому
путешественнику.
По моему мнению, поступок г-на Шарлаева
достоин самого широкого осуждения, ибо до
этого, мы считались одной экспедицией, и все
запросы и приглашения пытались делать не всех
восьмерых участников. Теперь же, в Кейптауне
оказались В. Шарлаев и О. Костенко, еще два
приглашения ждали в Виндхуке С. Лекая и О. Сенова.
Лично я бы не стал снова платить ЮАР 50
долларов только за то, чтобы полюбоваться
видом Кейптауна. Тем более что выяснилось:
посольства Бразилии, Чили и Аргентины в ЮАР
не желают выдавать визы гражданам России и
рекомендуют, чтобы мы возвращались в Москву.
Так что, кругосветное путешествие по
континентам, оказалось технически невозможным
из-
за бюрократических препятствий.
Первую неделю февраля я прожил в
Уолфиш-Бее, в «гостевом доме» у летчиков. Писал на
русском компьютере некоторые главы этой книги,
разбирал письма от Антона Кротова и Олега
Костенко, лепил с летчиками пельмени и даже ездил
с ними на экскурсию, на аэродром.
Посидел за штурвалом «АН-26», мне объясняли
назначение приборов и переключателей, жаль
что полетать не получилось.
Съездил еще раз в Виндхук – покупаться
в бассейне и поговорить с консулом. Г-н Башкин,
еще передавая российский паспорт, обмолвился о
еще одном самолете, который его друзья
будут заказывать в марте, в Мурманск. Хотя из
африканского лета в зимний Мурманск –
довольно экстремально без теплой одежды, я все же
попросил его поинтересоваться и этим
самолетом. Но здесь тоже был полный облом –
ничего точно не известно, скорее всего, опять
мест не будет.
12.02.01 встретился в Миссии с Кириллом и
пошли в контору «Namibian-Airways». Решили,
что Кирилл покупает мне по своей карточке самый
дешевый билет в северное полушарие, а я,
по возвращению в Москву, докладываю ему эти
доллары на карточку.
В офисе за компьютером сидела белая
женщина, через интернет она могла продать мне
билет на самолет любой авиакомпании мира.
- Добрый день. Я - путешественник из
России. Приехал в Намибию по суше, а теперь хочу
улететь домой.
- Замечательно. Когда бы ты хотел
улететь? – Не моргнув глазом спросила женщина.
- Меня интересуют не сроки, а цена
билета. Давайте подыщем самый дешевый билет – у
меня совсем мало денег.
- Хорошо. Я помогу вам. А куда бы вы
хотели улететь?
- В любую страну северного полушария,
только чтобы подешевле.
- Так какую страну мне запрашивать в
компьютере?
- Давайте попробуем Турцию. Мне
говорили что «турецкие авиалинии» – одна из
самых
дешевых компаний…
Прошло полчаса, мы перебрали около восьми
авиакомпаний, но дешевле пятисот долларов
пока не нашли.
- А за какую сумму вы хотели бы
вернуться домой? – Спросила уже порядком
уставшая
женщина.
- Ну… скажем, за 400 американских
долларов.
Ее вопрос как-то даже поставил меня в
тупик. У нас бы сказали «это будет стоить вам
столько-то и точка», а здесь такие вопросы
задают… Еще через полчаса выяснилось, что чем
больше делаешь пересадок, тем дешевле получается
билет. Т.е. перелет тремя самолетами,
например
Виндхук–Йоханнесбург–Стамбул–Шереметьево
чудесным образом оказывается
дешевле, чем просто до Стамбула, и даже дешевле
чем Йоханнесбург-Стамбул. Наконец, был
найден самый дешевый вариант: Из Виндхука,
самолетом «British-Airways» в Йоханнесбург,
там четыре часа ожидания в безвизовой зоне, потом
рейсом «Olympic-Airways» в Афины (18
часов в воздухе!), оттуда через два с половиной
часа, опять греческим самолетом, прямо в
Шереметьево-2.
Все удовольствие стоило 2911 N$, что
приблизительно, чуть меньше четырехсот
американских долларов.
Я забронировал билет, пообещав, что еще
после суток раздумий, завтра мы придем и
расплатимся карточкой «Viza-electron».
Недалеко от авиакассы находился офис
русской компании «AFROMACK (NAMIBIA)». Ее
начальник Александр Киров, еще в прошлом году
предлагал мне угидростопить в Анголу с
пересадкой на их кораблях. Сейчас я зашел
поблагодарить его за предложение и сообщить, что
улетаю домой, а в Анголу, возможно, захотят
поехать Кирилл и Андрей.
- А-а. Григорий! Ты еще здесь? – Спросил
Александр, видев меня в дверях.
- К сожалению. Нас высадили прямо с
самолета, по распоряжению г-на Бережного.
- Да-да. Я уже слышал. А в Анголу
передумали ехать?
- Антон уже там, но у него неприятности
с полицией. Я все же решил возвращаться домой на
рейсовом транспорте.
- Это как?
- Займу у Кирилла денег и завтра
покупаю билет с тремя пересадками через Афины.
- Почем?
- Вот распечатка. Меньше четырехсот
баксов выходит. Я считаю, очень удачно.
- Вот что: выброси эту распечатку.
Оставь мне свои паспортные данные, я тебе сам
билет
куплю. У нашей компании специальный
договор на авиаперевозки… Сколько человек из
вас хочет улететь домой?
- Из желающих – только один я… Неужели
еще дешевле четырехсот долларов?
- Это не твоя забота. Напиши вот здесь
свои данные и приходи через два дня – билет
будет.
- Так а сколько это будет мне стоить?
- Пустяки. Не бери в голову. Для нас это
сущие копейки – мы тебе подарим билет. Считай
что мы будем твоими спонсорами.
- Ну - это просто замечательно! Сейчас
запишу название вашей фирмы, чтобы потом указать
это в книге.
Вот так, совершенно неожиданно, у меня
появились спонсоры в далекой Намибии. В тот же
вечер получил письмо от Антона из Москвы. Он
улетел из Анголы за 750 долларов прямым
самолетом Аэрофлота.
В пятницу, 16-го февраля, я получил в
руки конверт с билетами и распечатками
пересадок:
1. BA 6274 M 19 FEB NND - JNB 14:50 – 16:45
2. OA 104 V 19 FEB JNB – ATH 20:45 – 05:45
3. OA 351 V 20 FEB ATH – SVO 09:30 – 13:55
Вечером, вместе с Кириллом, поехали на
закате в лагуну, фотографировать
розовых
фламинго. Но по какой то причине, вода из лагуны
ушла вместе с фламинго. Однако мы не
расстроились, зашли на соляные разработки и
сфотографировали бело-розовые горы из соли,
соляные озера и дороги.
Идем обратно, в сторону города, пешком,
насвистывая песню «Широка страна моя
родная…»
Сзади к нам подъезжает полноприводная
«тойота» и водитель сам приглашает в кабину.
- Вы подбросите нас до города?
- Да-да. Конечно. Садитесь смелее. –
Сказал водитель и, как только мы сели, развернул
машину обратно в пустыню.
- Куда мы едем?! Город в другой стороне!
– Забеспокоились мы.
- О! Я знаю. Просто я хочу вам кое-что
показать в пустыне. – Весело сказал водитель.
После этих слов машина слетела с дороги и
помчалась между дюнами прямо по песку.
- Меня здесь все зовут «Крейзи», а вас
как?
- Я – Григорий, он – Кирилл. Мы из
России. А почему у тебя такое странное имя? – Я
тут же
пожалел о своем вопросе.
- Минуточку, сейчас увидите!
Он поддал газу и машина въехала по
пологой стороне не одну из самых высоких дюн. На
вершине песчаной горы мы подъехали к самому краю,
передние колеса повисли в воздухе и
ручейки песка стекли вниз из-под днища машины.
Под нами был уклон не меньше 75-ти
градусов и машина балансировала на гребне.
«Вылезайте немедленно!» – Крикнул
водитель и два раза ему повторять не пришлось. Мы
распахнули дверцы и выпрыгнули на песок.
Водитель довольно посмотрел на пейзаж и сказал
«красота!». Мы согласились и сфотографировали
всю ситуацию. «Теперь обратно в машину и
держитесь!» Врубив дальний свет водитель
навалился телом вперед и своим весом помог
машине тронуться вниз и дновременно нажал на газ.
Машина нырнула с бархана «рыбкой»
подняв тучи песка. Мы зажмурились, но ничего
страшного не произошло - уже мчалась на
следующую дюну.
Песчаные холмы располагались по ветру,
один за другим, к нам пологой стороной, как
трамплины. В течение следующих двадцати минут мы
смогли оценить, почему его зовут
«сумасшедший»…
Еще через двадцать минут мы
благополучно доехали до вписки.
17-го февраля ездили с летчиками на «seven
dune» Это место называется так потому, что
эта дюна действительно седьмая по величине в
мире. Сфотографировались сначала у подножия
а потом, втроем забрались наверх. К сожалению,
утро выдалось туманное и хороших
панорамных снимков не получилось.
Съездил в Свакопмунд и истратил
оставшуюся в аппарате пленку. Местный Арбат с
деревянными статуэтками, пальмы и памятники,
океан и пляжи…
Попрощался с Кириллом и Андреем. Они
передали отснятые фотопленки, я им некоторые
предметы снаряжения, которые мне уже не нужны в
самолете.
На здании «Миссии для моряков»
виднелись огромные русские буквы «БИБЛИЯ». Но, к
сожалению, русские моряки в большом количестве
посещавшие бар, не спешили заходить за
литературой. Когда Кротов навестил «Библию», то
оказался первым русским человеком,
зашедшим к ним в этом тысячелетии. Кроме Библии
ему подарили еще кучу всяких маленьких
книжечек на русском языке. Сегодня я тоже решил
зайти за Библией, «чтобы было что читать в
самолете». И оказался вторым русским человеком в
этом тысячелетии (после Антона). Библия
была отпечатана в Москве на английские деньги и
привезена в далекую Намибию специально
для русских моряков. И вот теперь она улетала
обратно в Москву, в моей сумке.
18-го февраля, в день моего отъезда
из Уолфиш-Бея, в шесть утра пошел дождь. Его не
было здесь пять месяцев и через десять минут он
кончился.
Сфотографировался с летчиками на
память и обменялись адресами. Им здесь еще не
меньше месяца работать.
Возле города Okahanjo находится самый
большой в стране рынок изделий «народных
промыслов». Статуэтки из черного дерева, маски
шаманов, резьба по кости и камню, поделки
из проволоки и модели «лендроверов» из дерева и
металла. Продавцов намного больше, чем
покупателей. Я хотел приобрести две статуэтки
для родителей. Торг на деревянного слона
начался с 250 N$, а купил я его в итоге, за 25. Вот что
значит практика в арабских странах!
Для отца купил бюст женщины из черного
дерева за 11 намибийских долларов. Остался
вполне доволен покупками.
На следующее утро попрощался в
«русском магазине» с друзьями, обменялись
адресами и
сувенирами. Последнее место, куда я решил зайти,
это столичный офис компании «Afromack».
Здесь работал Георгий Киров, родной
брат «моего спонсора». Про этого человека нам
неоднократно рассказывали в Лусаке. В далекие
времена, он уехал из СССР сначала в Грецию,
потом из Афин перелетел в Лусаку, где долгое
время жил в посольстве у Георгия Жукова,
перебиваясь случайной работой. Потом, автостопом
на попутных грузовиках, перебрался в
Намибию и сейчас стал преуспевающим бизнесом по
добыче, переработке и торговле
морепродуктами.
В офисе у Георгия постоянно
раздавались телефонные звонки и он предложил
подвезти
меня на машине до аэропорта (30 км), чтобы
поговорить по дороге.
Попрощались у входа в аэровокзал.
Таможню и регистрацию прошел всего за
20 минут.
Самолет с английским
флагом на фюзеляже был совсем небольшой, «Boing-727”.
До сих
пор я летал в самолете только два раза, в раннем
детстве. И оба раза меня сильно укачивало и
тошнило. Сейчас я глотал специальные таблетки, и
читал Библию, чтобы отвлечься от мыслей
об укачивании. Даже не заметил как мы оторвались
от земли. Через два часа спустились ниже
облаков и я увидел в иллюминатор огромные
современные автомагистрали, забитые
левосторонними машинами. Так выглядел
Йоханнесбург. Можно подумать что и не Африка
совсем, а какой-нибудь Нью-Йорк.
Аэровокзал поражал роскошью. Неплохо
живет страна «радуги и алмазов». Отделка
интерьеров больше всего напомнила мне музей ВОВ
на Поклонной горе. Только вместо витрин
с экспонатами он был набит витринами с товарами.
Я сделал несколько фотоснимков и сел
читать в уютном кресле перед стеклянной стеной с
видом на взлетную полосу.
В половине девятого объявили посадку
на греческий аэробус А-340. Вот это махина! По
шесть кресел в каждом ряду. На каждой спинке –
цветной жидкокристаллический экран,
стюардесса раздала стереонаушники. Девять
видеопрограмм и 11 музыкальных мелодий. Плохо
только, что нельзя смотреть видео и слушать
музыку одновременно. Исключение – только
десятый канал: на экране карта мира, по ней ползет
маленький самолетик и подсвечиваются
названия городов, над которыми мы пролетаем.
Высота, курс, скорость, время полета,
температура воздуха за бортом и в салоне. К
счастью, кресло рядом со мной было свободно.
Откинув подлокотник вытянул туда ноги.
Включил на соседнем кресле десятый канал и
подсоединил туда свои наушники. А на своем экране
выбрал фильм о животных – такое
наслаждение смотреть танцы китов под
классическую музыку!
Каждые четыре часа вкусно кормили.
Любые напитки на выбор. Я не забывал пить
таблетки и чувствовал себя прекрасно.
В 21:00 оторвались от земли. 21:45, высота
10100 м., скорость 894 км/ч., за бортом – 37*c.
Заснул, когда пролетали над экватором,
проснулся вновь над Абу-Симбелом (южный
Египет) в 03:33, 10700 м., 816 км/ч., t – 48*c, а ведь мы
пролетаем над самой жаркой точкой
маршрута!
После завтрака, в 05:31 на 9400 метров при 755
км/ч температура была все еще – 47*c.
Летим к северу, чем дальше – тем холоднее! Под
нами Средиземное море, медленно снижаемся.
Видел внизу Александрию и корабли на воде.
06:00, высота - 400м, 240 км/ч, t +2*c. Уже в 06:02
сели в Афинах. Темно. +6 градусов.
Снега нет.
По обогреваемому переходу прошли
сразу в спящий аэропорт. Намного скромнее
намибийского и ЮАРского. В туалетах сломаны
замки, нет бумаги и жидкого мыла в
умывальниках. Но есть надписи на стенах.
Близость Родины чувствуете?!
Когда рассвело, сфотографировал море и
Афины из окна зала ожидания. Познакомился с
двумя британскими парнями с гитарой,
возвращаются из ЮАР, куда ездили к тете на
каникулы.
У одного из них тоже украли паспорт. Он
обратился в свое посольство и уже через два часа
получил новый паспорт с уже проставленной
ЮАРской визой. И все бесплатно!
Вот где МИД для граждан, а не граждане
для МИДа!
Мурманские моряки угощают англичан
водкой в пластмассовых стаканчиках и
«Беломором». Мне приходится выступать в роли
переводчика. Ребят тут же «развезло», их
уговорили спеть под гитару. На прощанье меняемся
монетами. Моряки дают англичанам
купюру в сто рублей – «на сувенир – русские
деньги!»
В 09:10 в теплом автобусе подвезли к
трапу и «заграница» кончилась: на сыром ветру вся
толпа пассажиров стоит у самолета и прыгает от
холода, пока стюардессы проверяют «Boarding
Pass», которые мне выдали еще в Йоханнесбурге. Но
«нет худа без добра» – успеваю
сфотографироваться и на греческой земле.
Самолет опять маленький – «Boeing 737-400».
Больше половины пассажиров – русские.
Кормят хуже, из безалкогольных напитков только
апельсиновый сок и минералка, салата нет
вообще.
Сразу за морем, на вершинах гор,
появились белые шапки, потом белого цвета внизу
стало
все больше и только реки сверкали темной водой.
Когда приземлялись в Шереметьево
видел в внизу МКАД, северную ТЭЦ, и даже, кажется,
дом Кротова. Напоследок самолет сделал разворот
над Клязьминским водохранилищем и
прошел совсем низко над лобненским постом ГАИ. Я
вспомнил, как часто по пути в Дубну
стоял на этом посту и смотрел, как над моей
головой самолеты выпускают шасси. А теперь сам
разглядывал сверху темную фигурку милиционера…
Коридор от самолета до вокзала не
отапливался, мороз –18 градусов. Я в желтой
футболке
поверх тоненького свитера. К стойкам регистрации
очередь. Хорошо, что хоть отдельно для
россиян и иностранцев. Женщина-офицер у каждого
берет паспорт и что-то спрашивает. Вот и
моя очередь.
- Откуда Вы прилетели? – Листает мой
паспорт, на две трети заполненный различными
визами и штампами.
- Сегодня из Греции, но вообще - из
Африки.
- А где у Вас выездной штамп? Из какого
аэропорта Вы вылетали в Африку?
- Я не вылетал. Я выезжал по земле,
полгода назад.
- Ну, хорошо. А границу России где
пересекали?
- В Рокском ущелье, я в Грузию выезжал.
- А где выездной штамп?
- А на границе с Грузией тогда еще
никаких штампов не ставили. (А сейчас уже визу
ввели!)
- Хорошо. Но из «бывшего СССР» где
выезжали?
- В Ахалцикхе, из Грузии в Турцию.
- Ну, так а где выездной штамп из Грузии?
- Вот он, на второй странице, только он
на грузинском языке.
- Ой, кошмар какой-то. Ставлю Вам
въездной штамп рядом.
- Конечно, ставьте - мне не жалко!
В соседнем зале каждый подходил и
выбирал свой багаж. Никаких документов на него не
проверяют(?) – кому что нравиться, то и берут. Мой
пыльный и выцветший рюкзак лежал
сверху общей кучи чемоданов.
За стеклянными дверями ждут мой отец и
Антон Кротов. В туалете переодеваюсь в
зимнюю одежду. Я попросил отца привезти мой
зимний автостопный костюм – боялся что буду
мерзнуть, а он у меня самый теплый и
непродуваемый.
Отдал Антону фотопленки всех наших
москвичей. Олег Костенко насобирал по всей
Африке кучу путеводителей и карт, открытки и
сувениры…
Антон поехал на троллейбусе домой,
отец в Лобню. Но электричка только через полтора
часа. Очень не хотелось ждать ее в Лобне на морозе
– запросто грипп подхвачу. Отправил отца
одного, а сам с рюкзаком вышел на трассу в сторону
Дмитровского шоссе.
Как непривычно голосовать правой
рукой – и машины едут «не по той стороне». На
местных «жигулях» доехал до Лобни. Потом от
переезда до шоссе на черной «волге». Оба
водителя читали «Комсомольскую Правду», правда,
в этой «правде» была не совсем правда, но
свою рекламу она нам сделала.
«ГАЗель» до Дмитрова. Черный «БМВ» в
Дубну. Вот я и дома! На столе ждут альбомы с
сотнями фотографий – их уже видели все, кроме
меня.
Вы читаете книгу Г. Лапшина ©
"Автостопом через Африку. От реки Волги до реки
Оранжевой"