Станислав КАЮМОВ "РАЗОБЛАЧЁННАЯ АФРИКА" 2000 г.
(назад, в оглавление)

линия

 Инопланетяне в цветущих садах Сахары :
Всеми забытый великий народ рисует в Сахаре доисторических “космонавтов”.
 8 000 лет до н.э.

         В невообразимо далекой древности, примерно с IХ до IV тысячелетия до н.э., здесь были благословенные Богом места. Пышная растительность, сады, несметные стада животных... Обитатели Сахары разводили коз и овец, занимались гончарным делом, сеяли сорго и просо – в общем, не были лежебоками и, соответственно, жили весьма недурно. Что это были за люди, как они выглядели? Случилось так, что на этот вопрос мы можем ответить достаточно точно – дело в том, что сохранилось огромное количество их изображений, нарисованных на скалах, своего рода древних фотографий.

        Стройные пастухи с подчеркнуто удлиненными телами, изысканно-изящные танцовщицы, ловкие охотники с луком и стрелами. Их окружают животные давно вымерших в этих краях видов – длинноногие жирафы, грациозные антилопы, могучие быки... Гармоничные, выразительные цветные картинки, до сих пор радующие глаз. Этих рисунков очень много, порядка 30 тысяч, и даже трудно поверить, что открыты все они совсем недавно, уже в нашем столетии. До этого великий и могучий народ, живший некогда в Сахаре, был совершенно забыт.

      Самое поразительное, что вокруг голов многих из этих людей нарисовано нечто большое и круглое, вроде прозрачного шлема. То-то обрадовались сторонники гипотезы о том, что нашу Землю в незапамятные времена навещали посланцы внеземных цивилизаций! Вот вам доказательство того, что у истоков человеческой культуры стояли космические пришельцы, – говорили с безумным блеском в глазах многочисленные энтузиасты. Древние рисунки поспешили окрестить изображениями космонавтов в скафандрах, не желая замечать, что в “шлемах” подобного рода рисовали не только людей, но и баранов, быков и прочую скотину. Что, тоже космонавты?

        Да, как ни соблазнительна гипотеза об инопланетянах, но, видимо, никаких серьезных оснований для нее нет. А “скафандры”, похоже, -- не что иное, как самые первые дошедшие до нас изображения нимбов, ореолов вокруг голов божественных существ, в которых верил некогда человек. Эти нимбы, появившись впервые в Сахаре, прошли затем через всю человеческую цивилизацию. Ими обводили головы древнеегипетских богов – и их же до сих пор рисуют на иконах, вокруг ликов христианских святых! Но почему именно круги, а не, скажем, лучи восходящего солнца?

         Можно верить или не верить в богов и сверхъестественные существа – но достоверно доказано, что тела некоторых людей окружает мощное биополе. Наши соотечественники, супруги Кирлиан, сумели его даже сфотографировать – и это научно установленный факт, хотя и долго замалчивавшийся у нас в стране. Можно, впрочем, понять недоверчивость наших ортодоксов от науки: к сожалению, все исследования в этой области были донельзя скомпрометированы разного рода экстрасенсами, парапсихологами и прочими колдунами. А ведь что-то в этом есть... Где вы, серьезные ученые? Возьмитесь, наконец, за эту проблему!

         Ну, а для того, чтобы объяснить, что дало первый толчок развитию человеческой цивилизации, вовсе не обязательно прибегать к помощи инопланетян: честное слово, мы сами с усами, и наши предки тоже не были такими уж заскорузлыми валенками. Встает, правда, другой вопрос: куда же они делись, эти мудрые жители древней Сахары? Неужели все поголовно вымерли за 4 тысячи лет до нашей эры, когда Сахара начала высыхать?

        Отнюдь. Начать с того, что некоторые из них никуда не уходили. Эти люди остались на месте, постепенно приспособились к жизни в пустыне и стали предками современных народов Сахары – туарегов и берберов.

      Другая часть сахарских аборигенов отправилась на северо-восток, где, в тесном взаимодействии с ближневосточными народами, создала великую цивилизацию Древнего Египта.

        Третьи пошли на юго-восток, основав древние культуры Нубии и
Эфиопии.
И наконец, четвертые оказались на Западе Африки, где вместе с местными племенами положили начало своеобразным и необычным культурам негроидных
народов, говорящих на языках банту[i].

        (Кстати, читатель, вам этот “исход” ничего не напоминает? Да, совершенно верно: это же, чуть ли не один к одному, история четырех сынов Хама, как она изложена в Библии. Помните: “От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих.[ii] Любопытно, что предок эфиопов, по Библии, -- Хуш (именно так, страна Куш, называли древние египтяне Нубию); предок египтян – Мицраим (Египет и по сей день по-арабски называется Мисром). А не совсем благозвучное прозвание их отца, как предполагают некоторые ученые – не что иное, как слегка видоизмененное имя древнеегипетского бога Амона. К сожалению, автор – не специалист по Библии – а сколько там еще можно найти интереснейших сведений из седой древности!)       

         Сказанное мною подтверждается данными современной лингвистики.

        Если вы, читатель, интересуетесь Африкой и хотите поближе познакомиться с местными языками, то вот вам, для начала, страшилка: их там более полутора тысяч! Казалось бы, в таком разнообразии черт ногу сломит, и выучить все африканские языки просто невозможно. Но дело обстоит совсем не так уж безнадежно: зная один-единственный из этих языков – суахили – можно с успехом объясниться с жителями и восточного, и западного побережья, которых разделяют тысячи километров непроходимых тропических лесов. Каким образом так получилось?

       В 1963 году талантливый американский филолог Джозеф Гринберг сумел доказать, что все огромное разнообразие африканских языков можно свести к четырем большим группам (языковым семьям): нило-сахарской, нигеро-конголезской, койсанской и афро-азиатской. Народы, говорящие на этих языках, занимают в Африке вот такие территории (см. карту):

\Афро-азиатская \на самом севере\, Нило-сахарская \чуть южнее\, Нигеро-конголезская \большая полоса через всю Африку\, Койсанская \на юге\. Под рисунком подпись: Африканские языковые семьи. ]

     О Мадагаскаре – разговор особый. Здешний язык относится к совершенно другой языковой семье, не африканской – ее принято называть австронезийской.

     Как видите, пигмейские языки на карте не указаны – и не случайно: дело в том, что этот маленький народец забыл свой древний язык и говорит теперь на языках окружающих племен тропического леса.

        На койсанских языках говорят сегодня лишь порядка 200 тысяч человек – бушменов и готтентотов, которые к тому же образуют свою собственную, койсанскую расу. Эти древние народы, до сих пор сохранившие образ жизни наших предков каменного века, обитают теперь только в южноафриканской пустыне Калахари, хотя были времена, когда они занимали всю Восточную и Южную Африку.

        А самая обширная территория в Африке южнее Сахары приходится на языки нигеро-конголезской семьи, и, на первый взгляд, совершенно невозможно определить, где зародился тот язык, от которого все они произошли. Но Гринберг сумел  доказать, что наиболее распространенная группа из этих языков – банту – по сути дела, лишь частица дружной нигеро-конголезской семьи.

     На языках банту говорят более половины всех нигеро-конголезцев, и эти языки настолько похожи друг на друга, что их иногда полушутя называют 494 диалектами одного-единственного языка. Кроме банту, таких подсемей там насчитывается 170, и большинство из них сконцентрированы в Западной Африке, на небольшом пятачке в современных Камеруне и Нигерии.

           Поэтому можно с уверенностью сказать, что именно там и возникли языки банту, которые распространились затем по всей Африке южнее Сахары вместе с народностями, говорившими на этих языках. Их неудержимой экспансии мало что могли противопоставить древние охотники – пигмеи и бушмены – и победоносные банту широко распространились по континенту, дойдя почти до самого юга.

Но как это произошло? Что позволило банту вытеснить пигмеев и койсанцев с исконно занимаемых теми земель?

        Об этом – наша следующая глава.


[i] В дальнейшем, для простоты, мы будем называть их “народами банту”, хотя, строго говоря, это неправильно: банту – категория лингвистическая, а не этнографическая.

[ii] Ветхий Завет, Книга Бытие, 10: 5.