Станислав КАЮМОВ
"РАЗОБЛАЧЁННАЯ АФРИКА"
2000 г.
(назад, в оглавление)
Хитроумный Моисей, или
Четыреста лет спустя:
Исход
евреев из Египта.
ХIII век до н. э.
“Сын
на ножки поднялся,
В
дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
“Как
бы здесь на двор окошко
Нам
проделать?” – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.”
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане.
Дочь фараона купалась в реке. Настроение у нее было неважным: только что девушка повздорила с отцом, всемогущим повелителем Рамзесом. Из опасения, что народ еврейский слишком размножится и станет серьезной угрозой для Египта, фараон приказал бросать новорожденных мальчиков-евреев в воды Нила. Сколько их уже погибло! Дня не проходило, чтобы принцесса не натыкалась в реке на маленький трупик. Девушка плакала, умоляла отца прекратить зверские убийства – все без толку! “Живой бог” оставался глух к ее мольбам.
Уже вытираясь полотенцем, девушка услышала чей-то тоненький писк. Она прислушалась – точно! Рядом, в кустах, плакало дитя. Принцесса подошла поближе. Младенец лежал в тростниковой корзинке и заходился в плаче. Он уже совсем посинел и еле шевелил ножками. Девушка созвала служанок, все вместе они обтерли малыша и плотно укутали его в собственные одежды: “Не бойся, маленький, не дадим тебя в обиду!”
За происходящим из кустов тайно наблюдала сестра мальчика. Убедившись, что дочь фараонова не желает малышу зла, девушка пала ей в ноги и смиренно предложила подыскать для ребенка кормилицу. Принцесса согласилась, и младенца вскормила грудью еврейская женщина. На диво заботливой и нежной была та кормилица. Хотя чему тут удивляться? Ведь это была не кто иная, как мать спасенного ребенка.
Через несколько лет, как и было условлено, мать отвела мальчика во дворец, принцесса усыновила его и нарекла Моисеем. (Mose, что означает на древнеегипетском языке: ”рожден”.) Имя это – типично египетское и представляет собой сокращение от более длинного слова, например : “Тутмос” (\Бог\ Тот рожден), Рамзес (\Бог\ Ра рожден). Очевидно, сократили имя Моисея позже: ну, не называть же основателя новой религии в честь “языческого” бога!
Мальчик рос в праздности и роскоши царского дворца, но несколько лет, проведенных среди своего народа, оставили в душе его глубочайший след. Он видел, как притесняют евреев, как тяжко живется им среди египтян, и всячески стремился помочь соплеменникам.
Однажды Моисей, которому уже стукнуло сорок, увидел, как египтянин смертным боем избивал еврея за какую-то ерундовую провинность. Вскипело сердце пылкого царевича, выхватил он меч и всадил его в мучителя. Оглядевшись вокруг и увидев, что поблизости нет египтян, Моисей закопал труп в песок.
Но все это видели другие евреи. Видели – и, увы, не смогли сохранить в тайне. Слух о том, что Моисей убил – подумать только, египетского господина! -- с быстротой молнии пронесся по еврейской общине. Вскоре донесли об этом и фараону. Разгневанный Рамзес послал стражников арестовать преступника, и Моисей был вынужден бежать в землю Мадиамскую.[i]
Нелегкая то была задача: пришлось под покровом ночи преодолеть Стену Правителя[ii] и идти по пустыне около пятисот верст. В грязной, изодранной одежде, голодный и обессиленный, Моисей наконец добрался до колодца в пустыне, с жадностью утолил жажду и в изнеможении свалился на песок.
Разбудили его девичьи голоса: семеро юных мадиамитянок пришли поить овец. Но не успели они опустить в колодец ведро, как появились новые пришельцы -- ватага пастухов. С пьяными криками они грубо оттолкнули девушек и отобрали у них ведро. Видя горькие девичьи слезы, беглец не мог оставаться равнодушным. Бесстрашный Моисей набросился на негодяев и отогнал их.
Пастушки оказались дочерьми местного священника Иофора, -- одного из потомков Авраама, а значит, дальнего родственника Моисея. Привели они изгнанника в дом отца, и тот приютил его.
Шли годы. Эмигрант обжился на новом месте, женился на одной из дочерей Иофора, и та родила ему двоих сыновей. Однажды Моисей пас у тестя овец и зашел со стадом далеко в пустыню, к горе Хорив. И явилось ему на сей горе чудо великое: увидел Моисей, что горит терновый куст – горит, но не сгорает. Завороженный этим зрелищем, подошел пастух поближе и услышал глас Божий : “Моисей! Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его... Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.”
Боязно было Моисею, пытался он было отказаться от поручения Господа, ссылаясь на свое косноязычие, но Бог обещал дать ему в помощь старшего брата Аарона, человека светского и речистого. Делать нечего: с Богом не поспоришь. Посадил Моисей на осла жену и детей, попрощался с тестем и с тяжелым сердцем отправился в Египет.
Сорок лет прошло с тех пор, как беглец не бывал на родине. Умер жестокий фараон Рамзес. Умерла и добрая его дочь, в горе и тоске по любимому приемному сыну. Да и самому Моисею было уже за восемьдесят, и никто в Египте не смог бы признать некогда щеголеватого царевича в бородатом старике-азиате с пастушеским посохом.
Не хотела пускать его стража к новому фараону, молодому Мернептаху: “Побрейся сначала, рвань!” Но Моисей продемонстрировал фокус, которому его научил Господь: он шмякнул оземь свой жезл, и тот превратился в змея. Это произвело на обалдевших стражников столь сильное впечатление, что они пропустили к фараону не только самого Моисея, но и брата его Аарона.
Моисей и Аарон обратились к Мернептаху с просьбой отпустить евреев на три дня в пустыню – вознести жертвы Богу. Конечно, это была военная хитрость : отпустишь на три дня, а там – поминай, как звали! И фараон прекрасно это понял. Грубо отказав просителям, он наложил на евреев дополнительное наказание – теперь им приходилось не только делать кирпичи, но и самим доставать солому для их изготовления. Конечно, бедняги никак не могли успеть все это сделать – а не выполнивших норму ждала суровая кара. Горько возопили они к Господу.
Пошли Моисей и Аарон снова к фараону. Желая напугать властителя, Аарон швырнул знаменитый жезл на землю, и тот, как и положено, обратился в змея. Фараон хмыкнул: эка невидаль! -- позвал египетских волхвов, и те тоже запросто превратили свои жезлы в змеев. Правда, змей Аарона был самым качественным и сожрал всех остальных, но это уже мелочи – фараон не был особенно пуглив.
Моисей же был человек
кротчайший из всех людей на земле.
Моисей.[iii]
И началась упорная, отчаянная борьба между фараоном и Моисеем. Господь наслал на Египет через своего пророка одно за другим десять бедствий (“казней египетских”): превратил воды Нила в кровь, покрыл всю землю жабами, мошками, песьими мухами (надо полагать, блохами?), саранчой, навел мор на скот и язвы на людей, расстрелял посевы градом, оставил страну без света (“тьма египетская”)... А фараону – хоть бы хны! Поначалу, правда, он пугался и обещал отпустить евреев на волю, но потом привыкал к очередной напасти и брал свое слово обратно.
И тогда бог Яхве напустил на Египет совсем уж страшную казнь: “В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице.”[iv] Лишь после этой жестокой резни фараон, наконец, сломался. Той же ночью вызвал он к себе Моисея и Аарона и сказал: “встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы...”
Победа была одержана. Но нельзя же уходить в Землю обетованную нищими! Яхве посоветовал сделать так : пусть “каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.” Сказано – сделано. И хотя не очень-то верили египтяне в то, что евреи уходят всего лишь на три дня – но давали все, что те просили, лишь бы поскорее избавиться от богоизбранного народа: “ибо говорили они: мы все помрем”, если они не уберутся отсюда.
Обобрав египтян, “ отправились сыны Израилевы из Раамзеса в Сокхоф, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.”
Фараон же тем временем опомнился и стал сожалеть о том, что отпустил таких умелых, хотя и вечно вопиющих, работников. Собрал он войско великое и на шестистах колесницах двинулся в погоню за евреями. Те от страха снова было возопили, но Бог не дал их в обиду. Расступились перед ними воды морские, и евреи прошли, аки по суху. Фараоново же войско, гнавшееся за ними, все сплошь потопло.
Таким вот скандальным образом и закончился 430-летний период пребывания евреев в Египте. Начался
Великий Исход
Как известно, Моисей водил евреев по пустыне еще сорок лет. Яхве устами его преподал еврейскому народу основы религии, законов и моральных норм. Поскольку в задачу автора не входит рассказ об этом странствии, нам, к сожалению, придется на этом остановиться. Но и по тому небольшому кусочку библейской книги Исход, которую мы положили в основу этой главы, вопросов возникает превеликое множество.
Чудеса в решете
Прежде всего, у сегодняшнего скептика-читателя вызывают глубочайшее недоверие все эти чудеса, описанные в Ветхом Завете: несгораемый куст, десять казней египетских, гибель фараона в море и прочее. На этом основании серьезные ученые долго отказывали Библии в достоверности. Но последние исследования и археологические открытия показывают, что теоретически эти “чудеса” вполне могли произойти. Приведу лишь несколько примеров.
Те, кто бывал в Египте, наверняка видели, как тамошние фокусники приводят змей в каталептическое состояние. Змею ухватывают пальцами ниже головы, нажимают ей на затылок, и та буквально деревенеет. После этого змеей можно, при желании, даже размахивать, как палкой.
Ну, чем не жезл Аарона?
Столь же естественно можно объяснить и превращение вод Нила в кровь. Как известно, один из истоков этой великой реки – Голубой Нил – стекает с Эфиопского нагорья, и сильные тропические дожди иногда смывают в реку красную (латеритную) почву, преобладающую в той местности, а также багряные водоросли. Поскольку ни о какой Асуанской плотине на Ниле тогда еще и речи не шло, вода становилась красной и непригодной для питья до самого устья. Такое бывало не часто, но все же бывало. И древний человек, естественно, воспринимал это природное явление как превращение воды в кровь – первую “казнь египетскую”. Между прочим, люди вполне к этому приспосабливались – даже Библия пишет, что египтяне не растерялись и стали рыть колодцы.
Остальные “казни египетские” не столь впечатляют – кроме, конечно, последней, зверского убийства младенцев. Но все-таки и ее можно объяснить вполне естественными причинами: скажем, эпидемией детской болезни, не затронувшей еврейских младенцев просто потому, что евреи жили наособицу – в земле Гесем, -- и почти не смешивались с египтянами.
Ну хорошо, допустим, что так все и было – скажет дотошный читатель. Но чем тогда объяснить, что о столь крупных событиях в истории Египта, как грандиозные стихийные бедствия, исход целого народа и гибель фараона, нет ни строчки в египетских документах того времени, -- а ведь в них подробно описывается каждый чих любого завалящего вельможи?
Действительно, непонятно, и ученые не перестают об этом спорить и по сей день. Говорят, например, о том, что для Египта исход небольшого кочевого племени не имел особого значения. Ну, как же небольшого? -- скажете вы: шестьсот тысяч одних мужчин, да женщины еще, да дети, то есть всего порядка двух миллионов человек! Но здесь, похоже, просто недоразумение. Ведь древнееврейское слово “элеф” означает не только тысячу, но и отряд, семью. Так что, скорее всего, с Моисеем вышли всего шестьсот семейств – и тогда понятно, почему у целого народа были всего две повивальные бабки, которых даже поименно называют в Библии, -- героические Шифра и Фуа, отказавшиеся убивать младенцев.
А как насчет гибели богоподобного фараона Мернептаха? А он, похоже, и не погибал вовсе. Во всяком случае, когда в конце ХIХ века археологи нашли спрятанные в пещере жрецами мумии фараонов, там преспокойно почивала и мумия Мернептаха. Может, выловили утопшего владыку? И это вряд ли: на мумии нет никаких следов морской соли. Впрочем, и в книге Исход, если прочитать ее внимательно, говорится: “Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули...” Военачальники – но не сам фараон!
А собственно, откуда мы взяли, что это был именно Мернептах? Может быть, речь идет о каком-то другом фараоне – а значит, и о другом времени? Почти общепринятая среди ученых дата Исхода (ХIII век до н. э.) была определена примерно так : в другом месте Библии говорится о том, что Исход произошел за 480 лет до начала строительства царем Соломоном храма в Иерусалиме, то есть в 1440 году. Но ведь в то время в Египте правил фараон Тутмос III, который не строил в дельте Нила никаких городов! Города Пифом и Раамсес были построены (евреями?) именно для Рамзеса II. Чтобы хоть как-то состыковать библейскую и египетскую хронологии, ученые предположили, что цифра 480 лет была получена комментаторами Библии, механически умножившими количество поколений (12), прошедших между Моисеем и Соломоном, на 40 лет. Но ведь на самом деле разница между двумя поколениями составляет примерно 25 лет! И в этом случае как раз и получается, что Исход произошел где-то в ХIII веке до н. э.
Скажете, притянуто за уши? Мне тоже так кажется. И вообще, при такой хронологии в Библии получается множество “темных”, пропущенных лет. Почему, например, после рассказа о красавце Иосифе ни слова не говорится о примерно 430 годах, проведенных евреями в Египте? Почему данные египетских летописей коренным образом расходятся с библейскими? Для объяснения этого нужны совершенно иные научные подходы.
Интерлюдия:
Венерическая теория Иммануила Великовского
Именно так считал и американский ученый, уроженец Витебска Иммануил Великовский. Этот врач-психоаналитик задумал написать книгу “Сны, которые видел Фрейд”, о трех полулегендарных личностях, вызывавших огромный интерес у основоположника психоанализа,-- о Моисее, фараоне Эхнатоне и Эдипе. Собирая для своей книги материал, Великовский наткнулся на знаменитые “Увещевания египетского мудреца”, или “Папирус Ипувера”. В этом тексте, обычно относимом к концу Среднего царства (ХVII век до н. э.), египетский вельможа Ипувер сокрушается о бедствиях, поразительно схожих с теми, что описаны в Ветхом Завете: вода превращается в кровь, стада и посевы гибнут, “рабы и рабыни стали дерзки в своих речах”, грабят богатых египтян и бегут. На землю египетскую наползает мрак...
Все это привело Великовского к мысли о том, что Библия и Ипувер описывают одни и те же события – какую-то природную катастрофу глобального масштаба, о которой говорится в преданиях практически всех народов – от Европы до Америки. Эти предания, конечно, различаются между собой в деталях, но сходятся в одном: астрономическое положение Земли катастрофически изменилось, “запад” стал “востоком”, и сотворил все это некий “бог” на небесах. А под “богом” этим древние народы явно понимали какую-то планету (об этом прямо говорит, например, Платон в своем диалоге “Тимей”).
Что же это была за планета? И в этом сходятся почти все предания: речь идет о планете Венера, которая, судя по всему, пришла на свое нынешнее место относительно недавно (по астрономическим масштабам, конечно!) По мнению Великовского, перед тем, как занять нынешнюю орбиту, Венера несколько раз вплотную сближалась с Марсом. В результате изменения орбит этих планет, Земля в период с 776 по 687 годы до н. э. почти сталкивалась с “богом войны”, что вызывало многочисленные природные катастрофы.
Правоверный иудей Великовский считал, что Исход действительно произошел в ту эпоху, о которой повествует Библия. Соответственно, нужно менять всю привычную нам датировку мировой истории, сдвигая ее примерно на 500 лет к нам “ближе”.
Это объясняет в древней истории очень многое и избавляет ее от многих нестыковок и противоречий. Например, по теории Великовского получается, что великий Рамзес – это фараон Нехо, известный нам из библейских источников и живший примерно в VII веке, царица Савская – одно из имен фараонши Хатшепсут и т. д.
Свою теорию ученый изложил в шести книгах, вышедших в 50-70-х годах в Америке. Книги эти вызвали бурю возмущения среди консерваторов. Как только не называли “возмутителя спокойствия”! “Шарлатан”, “шизанутик” – это еще самые слабые выражения... Редактора, пропустившего первую книгу Великовского, “Столкновение миров”, с позором выгнали с работы, а на саму книгу в демократической Америке было наложено жесточайшее цензурное табу.
Великовский умер в 1979 году, не понятый и не принятый практически никем.
Но уже в том же – 1979! -- году американская космическая станция “Пионер” обнаружила такие особенности Венеры, которые полностью согласуются с теорией Великовского – более того, предсказывались до этого только ею. Например, в 1950 году только Великовский говорил о необычайно высокой температуре, которую должна иметь поверхность Венеры, об отклонениях в ее орбите, объяснимых только взаимодействием с Марсом и Землей (ведь Венера – единственная планета, вращающаяся в противоположном другим планетам направлении)... Только теория Великовского объясняет те новые данные, что получены в результате новейших исследований космоса.
Так может быть, все-таки, эта теория верна и следует ее принять? Ох, как не хочется! Ведь тогда придется заново переписывать все те тысячи астрономических и исторических книг, что ей противоречат, а значит – столь многим уважаемым профессорам придется признавать свои ошибки... Ну ее к лешему, эту теорию – уж больно неудобна она для всех!
Сомнения вызывают и еще очень многие строки в Библии. Вы обратили, например, внимание на “нескромные” слова Моисея о том, что он, дескать, человек кротчайший из всех людей на земле? А в другом месте Моисей этак между прочим роняет, что “не было более у Израиля пророка такого, как Моисей.”
И это говорит человек тихий и скромный, который долго отказывался идти к фараону, честно признаваясь: “Я тяжело говорю и косноязычен”! Такого рода несообразностей в Ветхом Завете еще полным- полно. Например, Моисей описывает собственную смерть и говорит, что “никто не знает места погребения его даже до сего дня” ...
Ну, конечно же, это написал не сам Моисей, и традиционное мнение о том, что он автор первых пяти книг Ветхого Завета (“Торы”), не выдерживает никакой критики. В этих книгах явно сплетаются две совершенно разные линии повествования, видимо, сведенные воедино кем-то из позднейших комментаторов. И все же, очевидно, существовала какая-то основа, некий стержень, на который позднее древние евреи нанизывали все остальное: легенду о сотворении мира, о житии патриархов, религиозные предписания...
Одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам? [i]
Сейчас, по прошествии стольких тысячелетий, нам уже трудно разобраться в том, что было, а чего не было. И хотя мы показали, что в книгах, приписываемых Моисею, явно имеется какая-то историческая основа, все же главное их содержание – не в этом. Главное – в той нравственности, в тех моральных правилах, которые от имени Бога возглашает нам Моисей. “Не убий”, “не укради”, “возлюби ближнего своего”... В этих законах и заключается глубинный, стержневой смысл Пятикнижия. На их основе возникли вначале иудейская, а затем и христианская религия. На этих принципах построена наша сегодняшняя цивилизация.
И не столь уж важно, когда именно жил Моисей. Важно, что жил – и остался в памяти людской. И думается, не случайно Библия пишет, что обитал он поначалу в Египте, а позже вышел из него в Большой Мир. Я вижу в этом одну из аллегорий, которых так много в Священном писании: ведь именно в Египте зародилась человеческая культура, которая затем распространилась по всей земле. Распространилась, конечно, не сама по себе: ее несли люди – вовсе не божественные, с присущими им слабостями и недостатками. Одним из этих людей и был Моисей – ветхозаветный пророк и египетский царевич.
[i] Ветхий Завет, Книга Числ, 12: 2.
[i] Видимо, на Синайском полуострове.
[ii] Цепь укреплений вдоль нынешнего Суэцкого канала, построенная фараонами для защиты от набегов кочевников.
[iii] Да, эти слова приписывают именно Моисею! -- Ветхий Завет, Книга Числ, 12: 3.
[iv] В память об этой ночи иудеи и по сей день отмечают праздник Пасхи.