Станислав КАЮМОВ
"РАЗОБЛАЧЁННАЯ АФРИКА"
2000 г.
(назад, в оглавление)
И увидел Одудува, что это хорошо:
Искусство Бенина достигает наивысшего расцвета.
ХV
век.
Сегодня даже трудно поверить, что еще сто лет назад, когда европейские колонизаторы уже вовсю орудовали в Африке, о древних цивилизациях тропических лесов не было известно ровным счетом ни-че-го.
“Хотя в формах правления негров, их законах, поклонении фетишам, в условиях их общественной жизни и замечается некоторый порядок, так что может показаться, что негры имели до сношения с европейцами свою цивилизацию, мы можем, однако, сказать, что они не вышли из той стадии развития, которую европейцы называют первобытною, варварскою,” – глубокомысленно пишет о жизни населения Золотого Берега (нынешняя Гана) путешественник конца ХIХ века Круиксганд.
И уж, конечно, считалось, что такие дикари совершенно не способны создать ничего путного в искусстве: “Искусства и ремесла не сделали в этой стране больших успехов.” Невероятно, но это говорится о тех самых местах, неподалеку от которых зародились прекрасные и неповторимые культуры Бенина и Ифе!
Впрочем, незадачливого путешественника можно понять: в какой-то степени он находился под гипнозом откровенно лживой, беззастенчивой пропаганды собственных соотечественников, стремившихся оправдать грабеж покоренных народов. Ведь, как писал французский критик М. Трош,
“для оправдания эксплуатации людей нужно, чтобы представление о них было самым элементарным и общим. Поэтому о народах Черной Африки создавали представление как о примитивных “дикарях”, поклоняющихся “фетишам” и “идолам”, утверждали, бодто достаточно нескольких слов, чтобы сказать об этих народах все, а для определения эстетической ценности их искусства хватит и двух слов. В противном случае пришлось бы признать за народами Черной Африки право на равенство и достоинство, что противоречит логике угнетения.[i]”
К тому же по справедливости следует заметить, что древняя культура народов, живших в тропических лесах, находилась в то время в глубоком упадке. Главную причину этого мы уже называли: многовековая торговля рабами опустошала, в первую очередь, именно лесные районы, прилегавшие к побережью. Но были тому и субъективные основания: ведь африканские произведения искусства делались, как правило, из недолговечных материалов – дерева, глины, терракоты... В тропическом климате срок жизни подобных изделий не превышал пары десятилетий.
И долгое время белые считали искусство африканцев примитивным, дикарским, хотя и не отказывали ему в определенной выразительности. Тот же Круиксганд пишет, к примеру:
“Они лепят из глины фигуры, и в некоторых местностях страны можно видеть замечательные группы. Так, например, они ставят на могиле предводителя статую его и кругом него группу его жен и слуг. Одну такую группу можно было видеть под деревом в Адмумаконе [Деревушка на Золотом Берегу. – С. К.]. В ней было много естественности, некоторые из фигур были совсем черные, некоторые темно-красные, другие имели все оттенки от красного до черного, как вероятно, и их оригиналы, которых они изображали. Они были почти в естественную величину, причем была хорошо сохранена пропорциональность в размерах между мужчинами, женщинами и детьми. Даже тонкие и нежные черты в женских лицах были хорошо переданы. Главные лица были изображены с длинными трубками в зубах.
Конечно, негры не прилагают никаких забот к сохранению этих групп после того, как они раз поставлены, и они стоят до тех пор, пока не развалятся. Лепкой фигур из глины занимаются преимущественно женщины.[ii]”
Иначе говоря, европейцы видели, в основном, произведения, созданные дилетантами в свободное от основных занятий время. Качество этих поделок, естественно, оставляло желать лучшего: выдающиеся таланты вообще встречаются крайне редко – что в Африке, что в Европе...
Но ведь издавна были в тех местах профессиональные художники, создававшие великолепные предметы искусства из бронзы, латуни, слоновой кости. Сегодня эти шедевры всем известны, выставлены в европейских музеях[iii]. Их-то почему не замечали путешественники? Дело в том, что знаменитые работы западноафриканских мастеров были не просто красивыми безделушками: когда-то они несли на себе очень важную религиозную функцию. То были изображения предков, предметы священного культа.
Маски, к примеру, часто использовали в своих обрядах и церемониях члены тайных союзов. Такого рода объединения очень распространены в Тропической Африке. Их главная задача – контроль за соблюдением соплеменниками установленных общественных норм. Эти союзы зачастую считаются в племени высшей религиозной и правовой инстанцией. Их члены могут карать и миловать, вершить суд и расправу, и даже приносить духам человеческие жертвы (см., например, нашу главу о каннибализме “Этот трепет вырванной печени...”).
“Члены тайных союзов во время церемоний скрывались под масками, якобы воплощавшими духов. Личина с нарядом скрывала не только всего человека, но волочащийся шлейф даже заметал следы. Маска вещала измененным голосом. Женщинам и непосвященным не разрешалось даже видеть маски – при звуках, возвещавших о появлении последних, женщины и подростки скрывались в хижинах....
Маски участвовали во всех обрядах, которые, по представлениям людей родоплеменного общества, имели жизненно важное значение: в колдовских церемониях вызывания дождя, в обрядах начала посева-посадки и сбора первых плодов нового урожая,в ритуале посвящения подростков в разряд полноправных членов общины (так называемых иничиациях), в знахарских манипуляциях, в похоронах и поминках. Во всех этих обрядах, по их верованиям, главную роль играли духи предков – умершие сородичи, обретшие сверхъестественное могущество.[iv]”
Естественно, что чужаки-европейцы не имели права видеть эти предметы таинственных религиозных церемоний. Открытию уникального искусства лесов Западной Африки помог трагический и кровавый случай.
Колониальным захватам англичан на территории нынешней Нигерии мешало небольшое государство Бенин, расположенное на юго-западе страны. Оба (правитель) Бенина, понимая, что ему нечего противопоставить неудержимой экспансии Британской империи, все же сделал последнюю отчаянную попытку сохранить самостоятельность: он закрыл свою страну для белых торговцев и миссионеров. Наивный оба! Да когда это наглых, до зубов вооруженных колонизаторов останавливало сопротивление местного населения! Надменный английский консул заявил, что все-таки прибудет с миссией ко дворцу бенинского властителя.
Время для визита он избрал крайне неподходящее: ведь тогда оба уже еле-еле держался у власти, с трудом балансируя между группировками соперничавших местных вождей, многие из которых требовали раз и навсегда расправиться с захватчиками. Несмотря на это, консул собрал караван из девяти европейцев и 240 местных носильщиков и, никого не предупреждая, отправился в Бенин. Услышав о приближении непрошеных гостей, оба в негодовании сплюнул и пустил дело на самотек – пусть себе идут, если смогут дойти...
Дойти англичане не смогли.
Свирепые вожди со своими приближенными организовали вдоль дороги засаду и напали на караван. Бойня была жестокой, и от отравленных стрел да копий смогли спастись лишь двое белых и сорок носильщиков. Чудом добравшись до прибрежных английских фортов, они наскоро организовали круговую оборону и послали спешное донесение королеве Виктории.
Возмущенные англичане немедленно собрали карательную экспедицию, и уже через месяц, в феврале 1897 года, к берегам Нигерии подошел сильнейший в мире британский флот. На ультиматум оба не отреагировал: он был уверен, что от пушек англичан его спасут духи могущественных предков.
Сотни человек были принесены в жертву, и их горячей кровью обмазали десятки бронзовых голов предшественников нынешнего оба, многие столетия правивших страной. Бенинцы видели на горизонте английские корабли – но ведь они были далеко, и воины считали, что у них еще есть время: они затачивали копья и окунали их в пенящуюся кровь, бормоча при этом тайные колдовские заклинания, столько лет выручавшие их предков.
Но заклятья оказались бессильными, когда в крепости начали рваться крупнокалиберные снаряды. Защитники были сметены первым же залпом британских орудий, и англичане ворвались в крепость, без разбора уничтожая все живое. Жуткое зрелище: город, в буквальном смысле слова, утопал в крови, доходившей солдатам до щиколоток.
Вот тут-то британцев и ждало подлинное потрясение! Во дворце туземного правителя, посреди крови, вони, трупов их взорам предстало – высокое, настоящее ИСКУССТВО, ничего подобного которому простой английский томми [v] отродясь не видывал и у себя на родине.
“Большая дверь обита листами латуни, на которых отчеканены изображения людских фигур и голов леопардов. Вдоль ограждающей небольшую площадь стены выстроились в ряд головы из латуни, каждая была увенчана длинным, пострадавшим от непогоды резным бивнем. Между головами находились отлитые из латуни изображения людей в доспехах, восседающих на спинах коней. Все предметы были густо вымазаны кровью, а в воздухе стоял страшный смрад. На противоположной стороне площади стоит молитвенный дом царя. Первое, что вас поражает, -- это металлическая крыша, на которой, прямо перед вами, расположилась огромная латунная змея, голова которой спускается к водосточному желобу. Все стропила были покрыты латунными листами, на которых были изображения фигур. Крыша поддерживалась почти сотней колонн, сделанных из склепанных вместе бронзовых листов, что производило очень сильное впечатление.[vi]”
Латунные таблички были не просто украшениями: на них уже много веков изображались важнейшие события в жизни страны – подвиги воинов, победы в бесчисленных войнах. С редким мастерством придворные художники чеканили на пластинках и отливали из бронзы лики богов, стилизованные портреты давно ушедших оба и их глубоко почитаемых матерей... То была настоящая летопись – поразительная история государства, канувшего в небытие.
Кое-как отмыв от крови, англичане захватили в качестве трофеев свыше двух тысяч произведений искусства. Это не считалось мародерством: грабили организованно, по приказу, и вскоре шедевры Бенина появились на английских аукционах, доход от которых шел на пенсии семьям погибших.
Теперь уже поражалась вся Европа: совершенно необычные, мастерски сделанные таблички и фигуры животных, головы людей, украшенные коронами и многими рядами бус, по уровню исполнения могли сравниться разве что с греческими скульптурами классического периода да с творениями мастеров эпохи Возрождения. На основании косвенных данных определили, что наивысшего расцвета это искусство достигло еще в ХV веке, к которому и относились лучшие из обретенных произведений.
Об африканском искусстве заговорили, оно восхищало и вдохновляло талантливейших европейских художников: француза Вламинка, немца Кирхнера, испанца Пикассо... Во французской живописи даже возникло новое художественное направление – фовизм (от слова fauve, то есть дикий), отличавшееся эмоциональной силой, ритмом, динамикой – словом, чертами, характерными для африканских скульптур. Именно тогда в искусстве Европы начался явственный отход от бескрылого реализма к попыткам передать чувства, идею художника, ко все большей стилизации изображения.
Конечно, заинтересовались Африкой и ученые. На Запад континента одна за другой снаряжались экспедиции, члены которых собирали произведения местного искусства и ремесел, записывали народные предания из уст старых, сморщенных сказителей.
Особенно много таких преданий было у древней народности йоруба, с незапамятных времен живущей в лесах поблизости от Бенина. Этот гордый, красивый народ относился к белым пришельцам несколько свысока, считая их варварами и провинциалами. Надо сказать, что основания для такого отношения у них были: ведь йоруба твердо верили, что именно в их местах Бог сотворил мир. И произошло это почти так, как описано в Библии. Помните?
“ В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.”
Ветхий Завет, Книга Бытие, 1: 1 – 2.
Так вот, носился-носился над водою терпеливый бог йоруба Олорун, и смертельно надоело ему это бессмысленное занятие. Создал Хозяин Неба на скорую руку человека по имени Одудува – и начал развлекаться. Сбросил он с облаков цепь и заставил по ней спуститься Одудуву, дав ему на дорогу лишь петуха, пальмовый орех да пригоршню земли.
Но не растерялся славный Одудува: швырнул он землю на поверхность воды, и петух трудолюбиво ее вскопал и раскидал лапками на все четыре стороны. Так образовалась твердь земная. Потребовалось на это четыре дня, а на пятый Одудува устроил себе выходной. (Неделя йоруба до сих пор состоит из пяти дней.) Из пальмового ореха выросло дерево и дало патриарху кокос его насущный.
И увидел Одудува, что это хорошо. Здесь и основал он город Ифе – центр мироздания, колыбель, где зародилось человечество и откуда начало оно свой долгий и трагический путь.
От тех далеких времен и по сей день сохранился в священном городе гранитный памятник – Опа Ораньян (жезл Ораньяна, потомка Одудувы и прародителя всех йоруба). “Легенды рассказывают, что, состарившись, Ораньян удалился в уединенное место, откуда наблюдал, как идут дела его детей – жителей Ифе. Если на город нападали враги, жители не должны были защищаться. Им нужно было только крикнуть: “О, Ораньян, на нас напали!” – и начать петь и танцевать. Ораньян выходил на зов и сам обращал неприятельскую армию в бегство. Однако однажды во время праздника несколько шутников стали кричать без причины: “О, Ораньян, на нас напали!” Ослепленный жаждой крови, Ораньян выехал из укрытия и стал наносить удары направо и налево. Ноги его коня уже тонули в крови, когда один старик догадался крикнуть: “Ораньян, ты убиваешь своих детей!” Только тогда глаза его раскрылись. Потрясенный, он решил никогда больше не показываться людям. Ораньян воткнул в землю свой жезл, который обратился в камень, а сам въехал на коне в могилу и тоже превратился в гранитную глыбу.[vii]”
Слышал древние предания и молодой немецкий этнограф и археолог Лео Фробениус. Этот исследователь-самоучка, несмотря на невеликие свои года (было ему тогда, в начале века, чуть за тридцать), уже прошел по Африке с несколькими экспедициями и издал четырехтомный труд “Проблемы культуры”, в котором отстаивал идею распространения мировых культур по свету из нескольких общих центров (“культурных кругов”, или комплексов). Но больше всего ученого-романтика увлекала загадка древней Атлантиды. Еще в ранней юности дал он себе клятву: найти, наконец, эту исчезнувшую цивилизацию, легенды о которой пересказывает Платон в своих знаменитых диалогах.
Естественно, что, увидев необычные произведения искусства Бенина, ничего подобного которым, казалось, не существовало в Африке, Фробениус задался вопросом: уж не древние ли атланты создали это великолепие? А поскольку сами бенинцы честно признавались, что позаимствовали навыки бронзового литья у соседей-йоруба, живших в районе древнего города Ифе[viii], ученый направился именно туда.
Поначалу увиденное его разочаровало. Священные леса йоруба, о которых Фробениусу так много наговорили, оказались обычными, ничем не примечательными рощицами, в которых стояли грубо вытесанные каменные идолы. Дикарское капище – и ничего более!
Открытию помогла, опять же, случайность. Запнувшись о какой-то камень, ученый нагнулся – и был потрясен! С земли на него пустыми глазницами смотрело человеческое лицо. То были куски терракотовой фигуры, наполовину ушедшей в землю. Фробениус начал копать – из земли показался еще обломок, и еще один...
“Это были следы очень древнего и прекрасного искусства, -- писал Фробениус под свежим впечатлением от своего открытия. – Эти разрозненные остатки были воплощением симметрии, живости, утонченности формы, которая непосредственно напоминает Древнюю Грецию и служит доказательством того, что здесь некогда обитала раса, превосходящая негров. Таким образом, ценность находки не оставляет никаких сомнений: она указывает на что-то безусловно экзотичное, на существование необычайно древней цивилизации.[ix]”
Воодушевленный первым успехом, ученый нанял местных жителей, и за небольшую плату те принялись копать землю в священной роще. Раскопки проводились просто варварскими, по современным понятиям, методами: крестьяне рыли глубокие ямы и приносили боссу все, что находили. Никакой стратиграфии[x], никакой, хотя бы приблизительной, датировки... Но даже при этом всего за две недели работы молодцам Фробениуса удалось обнаружить множество обломков терракотовых и бронзовых скульптур, стеклянных бус и колец, остатки древней гончарной мастерской.
И все же самое главное было найдено не в земле. Чрезмерно уважавший “огненную воду” хранитель священной рощи, получив от белого господина несколько фунтов стерлингов, бутылку виски и стакан, по пьянке продал Фробениусу старинную бронзовую голову, которая, по словам алкаша, принадлежала богу моря Олокуну:
“Перед нами лежала голова изумительной красоты, чудесно отлитая из античной бронзы, правдивая в своей жизненности, покрытая темно-зеленой патиной. Это был в самом деле Олокун, Посейдон Атлантической Африки.[xi]”
АТЛАНТИДА НАЙДЕНА!
Конечно, столь прекрасные произведения искусства, по мнению Фробениуса, никак не могли создать африканцы – ведь они, как всем известно, к творческому труду не способны. Ну, а поскольку ученый был буквально зациклен на поисках легендарной Атлантиды, он, вполне естественно, решил, что именно она открылась его взору здесь, на Западе Африки.
“Обнаруживается явное сходство между цивилизацией йоруба и средиземноморской цивилизацией древних этрусков. У обеих сходная система водостоков и бассейнов для хранения дождевой воды. Только у йоруба и этрусков найдены столь совершенные по исполнению терракотовые скульптуры, выполненные в сходной художественной манере... Очевидно, обе эти цивилизации – сестры. Расцвет цивилизации этрусков приходится на ХII век до н.э. В это время этруски наступали на восточную цивилизацию ( в частности, на государства Малой Азии). Это движение с запада на восток, -- продолжает Фробениус, -- вообще говоря, противоречит общепринятой концепции всемирной истории, но противоречие отпадает, если принять во внимание сообщения древних о государстве атлантов, которые жили “за столбами Геракла”[i].
Как считал Фробениус, цивилизация атлантов, то есть Атлантида, включала в себя Галлию, Испанию и Ливию. Постепенно, под натиском молодой цивилизации Востока, она стала отступать к побережью Атлантического океана. На периферии этой цивилизации и возникла культура йоруба.
“Я утверждаю, -- писал Фробениус, -- что Йоруба с ее пышной и буйной тропической растительностью, Йоруба с ее цепью озер на побережье и близостью к Нигеру, Йоруба, чьи характерные особенности довольно точно обрисованы в сочинении Платона, -- эта Йоруба, я утверждаю, является Атлантидой, родиной наследников Посейдона, бога моря, названного им Олокуном, страна людей, о которых Солон сказал: они распространили свою власть вплоть до Египта и Тирренского моря.[ii]”
Заманчиво, интересно – но совершенно неправдоподобно! Ни доказательств, ни аргументов, кроме разве того, что ничего подобного в Африке не было – а значит, культура йоруба явно пришлая, чужеродная местным народам. Может быть, поработай Фробениус в Ифе немного подольше – он бы и сам отказался от своей гипотезы. Но увы! Вскоре ученому пришлось закончить раскопки – а через несколько лет грянула Первая мировая война...
Фробениус скончался в 1938 году, уже при Гитлере, будучи абсолютно уверенным в том, что открыл легендарную Атлантиду. К тому времени в земле Ифе было обнаружено еще множество терракотовых и бронзовых голов, по стилю напоминавших находки любознательного немца.
“В большинстве случаев это реалистические скульптурные портреты мужчин и женщин почти в натуральную величину. По стилю они близки к античным, но черты лица ифских скульптур типично негроидные. В щеках и подбородках мужских голов проделано множество мелких отверстий, возможно для волос или драгоценных камней. Продольные борозды на лицах символизируют татуировку. В шее каждой головы проделано по два-три отверстия, очевидно для того, чтобы насаживать их на деревянные опоры или туловища. На макушках также имеются отверстия для резных слоновых бивней.[iii]”
Как отливали эти бронзовые скульптуры? Древние мастера пользовались той же техникой, что иногда применяется и современными скульпторами. Это – так называемый “метод потерянного воска”. Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем ее вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали, и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали, “доводя до ума”.
Этот метод был известен еще в Древнем Египте, но в Африке ничего подобного ранее не находили. Значит, все-таки здесь оставили свой след пришельцы, таинственные атланты?
Прошло всего пять лет, и были сделаны новые поразительные открытия, позволяющие ответить на этот вопрос четко и недвусмысленно.
НЕТ, ЭТО НЕ АТЛАНТИДА!
1943 год. Идет Вторая мировая война. Молодой английский курсант Бернард Фэгг служит в Нигерии, в районе рудников близ деревушки Нок, где добывали столь необходимое для военной промышленности олово. До фронта далеко, и у Фэгга хватает свободного времени для занятий своим любимым делом – археологическими раскопками. Благо, возможности для этого широчайшие – ведь совсем неподалеку, к югу, расположен древний город Ифе, где “этот нацист” Фробениус не столь уж давно открыл таинственную культуру “атлантов”.
Поначалу Фэггу не очень-то везет: ничего особенно примечательного найти не удается. Но вот – долгожданная удача! Знакомый инженер с оловянных рудников, зная, что странный курсант увлекается археологией, показывает ему терракотовую голову, купленную у местного шахтера. Тот когда-то нашел ее во время работы в шахте и, не зная, куда приспособить это страшилище, использовал в качестве пугала на своем огороде.
Фэгг был потрясен. Он сразу понял значение находки. Да ведь это же – то самое недостающее звено, что позволит связать воедино скульптуру Ифе и современное африканское искусство, не прибегая ни к каким притянутым за уши гипотезам об атлантах! Взволнованный курсант нанимает местных шахтеров, будоражит знакомых и начальство – надо копать! Он заражает своей увлеченностью окружающих – и те приносят ему все новые и новые находки. Среди них – не только терракотовые головы, но и фигурки животных, каменные и металлические орудия и много других древних изделий.
Так была открыта неведомая цивилизация, названная, по месту первой находки, культурой Нок. После войны раскопки продолжили в окрестностях Нока, и подобные предметы находили на обширной территории – размером примерно триста на двести миль. Всего терракотовых скульптур (чаще всего от них сохранились только головы) обнаружили более полутора сотен. С помощью радиоуглеродного метода удалось определить и их возраст – самые ранние были сделаны в V веке до н.э., самые поздние – примерно в 200 году н.э.
Как писал брат Фэгга Уильям – искусствовед, положивший начало исследованию фигурок Нок, -- “прежде всего они поражают удивительным разнообразием форм, которое сочетается с глубоким единством стиля, позволяющим безошибочно отнести их к одной “художественной школе”, несмотря на то, что один из фрагментов приближается к тому, что мы бы назвали натуралистическим стилем, в то время как другой удален от него настолько, что лишь с трудом может быть причислен к изобразительному искусству... причем общие формальные признаки очень просты; прежде всего, это особая трактовка глаз, которая обычно приближается к треугольной или полуциркульной форме, а также носовых и ушных отверстий (иногда также и рта).[iv]”
Но это описание ученого. На людей же, не искушенных в искусствоведении, наибольшее впечатление производят в этих фигурках глубоко высверленные зрачки глаз и широкие темные провалы вместо рта – создается впечатление, что голова КРИЧИТ! Необычные треугольные глаза, какая-то плетеная тесемка над бровями – подобное в Африке встречается еще только в искусстве современных йоруба и их далеких предков из священного города Ифе.
Например, одна из фигурок культуры Нок похожа на бронзовую статую культуры Ифе – настолько похожа, что создается впечатление, что скульпторы творили по одной и той же модели. Одинаковые пропорции фигуры, размеры, одинаковые украшения... А между тем эти скульптуры разделяет во времени целое тысячелетие. И таких совпадений еще десятки и десятки. Я не стану вдаваться здесь в технические тонкости, но ясно одно: культура Нок прямо предшествует культуре Ифе, между ними прослеживается четкая преемственность.
Ну, хорошо, а кто же создал саму культуру Нок? – спросите вы. По мнению У. Фэгга, творцами ее были предки нынешних племен, населяющих центральные районы Нигерии. Эти земледельцы и охотники, “вполне вероятно... сохранили ту же религию, которая процветала в период культуры Нок, -- культ мифических предков племени, представлявшихся как основной источник жизненной силы, как посредники, через которых эта сила распространялась на живых людей. Мы имеем достаточно оснований предполагать, что терракотовые фигуры Нок выполняли ту же функцию... что и деревянные (а иногда и терракотовые) фигурки предков... которые, возможно, являются потомками памятников культуры Нок[v].”
О том, что культура Нок – чисто африканская, говорят и другие стилистические особенности, сближающие ее с деревянной скульптурой современной Африки. Сразу, например, бросается в глаза то, что головы древних фигурок непропорционально огромны: на них приходится от одной трети до половины длины всего тела. Так же в тех краях изображают людей и сегодня: ведь голова – это основное вместилище “ньяма”, жизненной силы, и ее размеры в Африке традиционно принято преувеличивать.
“Известное сходство скульптуры Нок с традиционной африканской скульптурой проявляется... и в необычайном разнообразии пластической трактовки образов, которая может меняться от реалистической до крайне схематической и почти абстрактной. Человеческая голова изображается в виде шара, цилиндра или конуса; имеются и совершенно необычные скульптуры – закрученные в виде спирали.[vi]”
С другой стороны, фигурки Нок своей выразительностью, экспрессией, четкостью и ясностью стиля напоминают барельефы Центральной Сахары, о которых мы уже писали в начале нашей книги. Они так похожи, как будто создавал их один и тот же народ.
Таким образом, ясно, что перед нами последовательная культурная традиция: Сахара – Нок – Ифе – Бенин – современная африканская скульптура и маски. Никаким атлантам и прочим пришельцам места вроде бы не остается.
Вот именно – “вроде бы”! Ведь если читатель считает, что в африканской культуре все уже, как говорится, “взвешено, подсчитано и определено”, то он очень и очень ошибается.
Вот вам парочка примеров. Между терракотовыми скульптурами разных эпох, безусловно, существует преемственность, а вот бронзовые фигуры возникли как бы из воздуха. Придумали древние йоруба технику бронзового литья сами или кто-то их научил? А если все-таки сами, то где они это сделали? Обитал ли этот народ на Западе Африки испокон веку или пришел откуда-то из других мест?
Ну, как же, скажете вы? Ведь автор уже приводил легенду о славном Одудуве, спустившемся с неба и основавшем город Ифе? Да, приводил. Но до поры до времени умолчал, что, если древнего сказителя йоруба хорошенько попросить, он вам с удовольствием расскажет и другую легенду – о приходе йоруба откуда-то с северо-востока (из Древнего Египта?) Пришельцы-то якобы и принесли с собой навыки отливки бронзы.
И еще одно. До сих пор население некоторых деревень на Нигере поклоняется бронзовым фигурам, которые, по их словам, в глубокой древности доставил сюда (не из Ифе!) легендарный вождь Нупе Тсоеде. Есть среди них и фигура сидящего человека высотой метра в полтора. Поза ее больше нигде в Африке не встречается, зато очень характерна для... скульптур Древней Индии!
Хватит, читатель? А то я еще могу порассказать вам такого, что голова кругом пойдет. Ясно одно: какие-то четкие схемы, построенные в наших рациональных европейских головах, мало применимы к африканскому искусству. Мы знаем о нем пока лишь очень немногое.
И долго еще будет таинственная маска Ифе с насмешкой смотреть на нас своими пустыми глазницами.
Маска Ифе –
древесный лик сумеречных
времен –
следит, ухмыляясь,
за хороводом годов,
проходящим в ритме маятника
часового.
-- Что есть год
и что век? --
повторяет она про себя. –
Два пальца,
скучающих на циферблате;
уж не они ль
способны меня состарить?
Фробениус, к тебе я взываю,
к тебе, что меня отыскал
под безжалостным солнцем
Бенина;
взгляни:
разве я постарела?
Разве не те же морщины на люу
и не то же страданье во взоре?
Друг мой, время не старит меня
–
год ли, век, --
что мне два пальца,
скучающих на циферблате?
Я,
маска Ифе,
безразлична к векам
и в веках неизменна;
сегодня – такая ж,
как тогда, на свежей земле,
когда изваяла меня
первобытная сила искусства.
Уже не торгуют рабами –
десяток сигар за штуку;
протяжные стоны не рвутся
из трюмов, наполненных
смрадом.
У жизни иные заботы,
и она награждает искусство
мещанской медалью за верность
текущей минуте.
-- Как хороша эта маска! --
восклицает сноб, не веря себе
самому.
-- Хороша? -- откликается
архисноб. –
Но разве не ясно,
что ей не хватает штриха здесь
вот, на правом виске. –
И профессорьё затевает
бесстыдную болтовню,
выдвигая тысячи соображений о
негритянском искусстве.
Будьте ж неладны – вы,
возомнившие, что обрели
тайный смысл,
сокровенное слово маски.
Вчерашняя пошлость
копируется сегодня:
слепые поводыри
заблудились
в негритянском искусстве,
что старо, как мир, и, как мир, первозданно.
Будьте неладны – вы, решившие,
что разгадали
неподвластное разуму слово.
Плоские толмачи,
чуждый от века язык
вам ли дано постичь
с вашим бесплодным рассудком?
Маска Ифе прислонила древесный
лик сумеречных времен
к столу, где расставлены
сувениры,
и говорит их владельцу, туристу, обживающему святые места
-- Ты, почтивший меня
посещеньем,
послушай, приятель:
хочешь – смотри на меня, не
нравится – отвернись,
но не суди обо мне;
и, главное, умоляю,
не пытайся меня разложить
по полочкам глупым
науки чужого мне мира[vii].
[i] Указ. соч. С. 455 – 456.
[ii] Указ. соч. С. 447 – 448.
[iii] Указ. соч. С. 457 – 458.
[iv] Цит. по: Мириманов В.Б. Находки в долине Нок. – В кн.: Кобищанов Ю.М. (отв. ред.) Африка еще не открыта. – М.: Мысль, 1967. С. 438 – 439.
[v] Цит. по: Мириманов В.Б. Древнейшая скульптура Африки (культура Нок). – В кн.: Искусство народов Африки : Очерки художественной культуры с древности до настоящего времени. – М.: Искусство, 1975. С. 142.
[vi] Мириманов В.Б. Указ. соч. С. 141.
[vii] Франсис Бебей (Камерун). Маска Ифе. Перевод А. Якобсона. – Поэзия Африки. (Библиотека Всемирной Литературы). – М.: Художественная литература, 1973. С. 243 – 245.
[i] Цит. по: Чернова Г.А. Искусство Ифе. – В кн.: Искусство народов Африки : Очерки художественной культуры с древности до настоящего времени. – М.: Искусство, 1975. С. 147.
[ii] Африка. Иллюстрированный географическiй сборникъ. М.: Товарищество И. Н. Кушнеревъ и К°, 1902. С. 277, 280 – 281. Автор просит у читателя прощения за неуклюжий стиль: он не счел себя вправе редактировать перевод столетней давности.
[iii] В том числе и в петербургском Музее антропологии и этнографии. Будете в этом прекрасном городе, читатель – зайдите, не пожалеете! Изумительные по красоте бронзовые головы правителей, статуэтки животных по сей день восхищают и радуют взор. Автор с гордостью вспоминает, как в 70-е годы нашей студенческой группе их показывал сам Д. А. Ольдерогге – выдающийся ученый, крупнейший специалист по этнографии Африки. К сожалению, Дмитрия Алексеевича уже нет с нами – но осталась созданная им питерская школа африканистики, одна из ведущих не только в России, но и во всей Европе.
[iv] Шаревская Б.И. Маски Тропической Африки. – В кн.: Искусство народов Африки : Очерки художественной культуры с древности до настоящего времени. – М.: Искусство, 1975. С. 176, 179.
[v] Популярное прозвище британских солдат.
[vi] Цит. по: Блестящее наследие Африки. – М.: Терра, 1997. – (Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации”). С. 108 – 109.
[vii] Цит. по: Кочакова Н. Б. Загадки священного Ифе. – В кн.: Кобищанов Ю.М. (отв. ред.) Африка еще не открыта. – М.: Мысль, 1967. С. 464.
[viii] Сохранилось, например, предание о том, что царь Бенина Огуоло (ХIII век) пригласил из Ифе литейщика по имени Игуа Игхе, который и научил бенинцев технологии работы с бронзой.
[ix] Цит. по: Кочакова Н. Б. Указ. соч. С. 453.
[x] Стратиграфический метод – определение относительной хронологии археологических находок в зависимости от их залегания в слое земли.
[xi] Цит. по: Кочакова Н. Б. Указ. соч. С. 454.