Глава
11-я.
В Асуане. – Любовь к деньгам
«по-египетски». – По озеру
Насер.
Веселый водитель
уже к полудню домчал до самого центра, второго по
величине
египетского города, ASWAN.
- Мне нужно встретиться с друзьями
возле офиса JPO. – Объясняю я водителю, где меня
высадить.
- Тебе нужен почтовый офис?
- Мне нужен ГЛАВНЫЙ почтовый офис.
Самый главный.
- Вот у нас есть старинный почтовый
офис здесь, дальше переговорный пункт в новом
здании, а вот и JPO.
- Спасибо, удачи!
- Да поможет тебе Аллах в твоем
путешествии! Всего хорошего!
Просидел под пальмой до 18-ти часов, но
никто так и не пришел. Странно! Сходил к
почтовому офису-2, но и там никаких следов.
Написал маркером объявления и расклеил по
пальмам напротив обоих офисов.
Решил съездить автостопом в порт.
Дорога идет через совершенно сюрреалистический
пейзаж. При низком закатном солнце за окном
мелькают совершено фантастические скальные
образования при полном отсутствии
растительности и каких-либо намеков на реки или
ручьи. В
наших горах повсюду видны следы воды – размытые
долины, русла ручьев, следы водопадов и в
каждой ложбинке есть обкатанные водой камушки.
Здесь же скалы вздымаются и на хребтах и в
долинах, одинаковыми острыми клыками, кромки
камня расщепляются и затачиваются
выветриванием и жарой, с перевалов все выглядит
как чешуя фантастического животного.
Вход на плотину асуанской ГЭС охраняют
полицейские. От общения с полицией и так уже
устал, так что и не пошел туда. Но на входе в порт
тоже полиция.
- Я хочу ехать в Судан. Где можно купить
билеты?
- Кассы здесь нет. Езжай в Асуан, там
покупай билет в пароходом офисе и завтра к семи
утра
приезжай сюда.
- Я не ослышался, к семи утра?! Вроде бы в
14 часов пароход отходит!?
- Нет. Ровно к семи. Билет покупай в
пароходном офисе, в Асуане.
- Странно. Раньше билеты продавали в
порту.
- Касса закрыта. Здесь делать до завтра
нечего. Ночевать здесь нельзя.
На выезде с плотины остановил такси.
Другого транспорта в столь поздний час уже не
было, а полицейские не знали, до скольких
работает «пароходный офис». К счастью, таксист
оказался офицером в отставке, служил с
советскими военными советниками и даже помнил
несколько слов по-русски. Бывший военный не
только довез до офиса, но и даже пошел
помогать мне разбираться с билетами и пароходом.
В десятом часу ночи, конечно, все уже
закрыто. Таксист отвел меня в «туристическую
полицию» где я познакомился с ее начальником
и пересказал разговор с полицией в порту.
- … Что же получается? Мне сказали быть
в 7 утра с билетом в порту, а офис открывается
только в 8-30. Неужели еще неделю следующего
парохода ждать?
- Это какое-то недоразумение. Должна
быть касса и в поту… Сейчас я позвоню своему
другу, он работает в этой пароходной компании и
все спрошу… Ну вот. Все выяснилось.
Пароход отходит завтра в 13 часов.
- Что же полицейские наврали?
- Возможно, они не так тебя поняли.
- А билеты где покупать и когда?
- Мой друг заверил тебя, что ты можешь
купить их завтра у него в офисе или перед
отплытием прямо в порту. По твоему желанию.
- Спасибо большое. Спокойной ночи вам и
вашему другу.
Душна асуанская ночь. Темнота не
приносит долгожданной прохлады. И только возле
самой воды чуть ощущается прохладное дуновение
ветерка. Большая часть набережной занята
причалившими туристическими пароходами – море
огней, потоки музыки и любопытных
туристов. В половине одиннадцатого я нашел все
же, как мне показалось, достаточно темный и
тихий кусок набережной. Ни полицейских, ни
любовных парочек, ни других бомжей не было
поблизости. Вспоминая, что Антон Кротов с
Владимиром Шарлаевым в прошлом году пять
часов искали в этом городе вписку, я возрадовался
такой удаче, натянул палатку между двумя
столбами (на случай насекомых) и лег спать. Но
через полчаса пришел полицейский. По рации
он вызвал подмогу. Первым грубым их желанием было
узнать, сколько народу в палатке.
Видимо, они решили, что в палатке
занимаются куда более страшным преступлением,
чем
ночлег без отеля. Только убедившись что я один,
офицер перешел на более вежливый тон:
- Нельзя ночевать без гостиницы.
- Я всю жизнь ночую без гостиницы.
Гостиница мне дорого. Хочу спать здесь и
бесплатно.
- Здесь спать проблема. Опасно.
- У меня все хорошо. Я завтра утром уйду.
А сейчас можно спать. Не мешай мне.
- Хорошо. – Сказал полицейский,
переговорив по рации с начальником – Можешь
спать
здесь в виде исключения. Но тебя будут охранять
солдаты.
Два солдата, бряцая прикладами о камни
набережной, стали ходить вдоль палатки туда-
сюда. Время от времени у них пищала рация, и я
слышал голос моего «знакомого» начальника
туристической полиции: «У вас все хорошо?» «Все в
порядке, он спит» - отвечали солдаты. «он
здоров?» – снова спрашивала рация. «Он говорит,
что у нег нет проблем» – Передавали в рацию
солдаты мои слова. В конце концов, я рассудил так:
а если бы у нас на набережной, например, в
Саратове, появилась ночью палатка со спящим
египтянином, у которого «все хорошо». Как бы
к нему отнеслись наши менты? А кстати,
разрешается ли египтянам ночевать в гостях у
жителя
Саратова? А выделили бы ему такую охрану возле
палатки как мне? …
Терзаемый сомнениями, я стал собирать
внутри платки вещи.
- Эй, мистер, что ты делаешь?
- Ничего.
- Можно тебя на минуточку? Начальник
просит по рации. – Спрашивал солдат,
наклонившись к палатке.
- Подождите три минуты, я выйду.
- «Он просит подождать три минуты» –
докладывал солдат по рации.
Я вылез, одетый и злой, из палатки,
собрал рюкзак и пожал солдатам руки с
английскими
словами: «Прекрасная страна Египет! Прекрасный
город Асуан! Прекрасные полицейские!
Доброй ночи вам!» и вылез наверх, на улицу.
Остановил первое же желтое такси с шашечками
(сейчас не до выбора), раз они мне не дали спать, то
я буду на такси бесплатно ездить.
- Можно с вами 1-2 километра бесплатно?
- ?! Куда?
- Я путешественник из России. Я хочу
спать бесплатно в палатке. Отвезите меня до конца
города по этой улице.
- Садись. – Таксист был совсем не
против, ибо такого странного клиента ему еще не
попадалось.
- Спасибо. Вот здесь, в темноте
высадите.
Распрощавшись с удивленным таксистом,
прошел примерно километр по финиковым
посадкам и натянул палатку между двумя пальмами
в полной темноте.
В 5-30 мимо палатки прошел человек и
ничего не сказал. В шесть часов пришли еще двое:
- Эй! – Трогают палатку сверху. – Кто
тут?
- А кто тут? – Отозвался я изнутри.
Просители сначала испугались, потом удивились,
потом
рассмеялись.
- У тебя проблемы?
- У меня все хорошо. Я тут сплю. – Бодро
отвечал я.
- Ха-ха! Спит! Посмотри, нашел себе
гостиницу…
Зрителей стало больше, они расселись
вокруг и стали ждать продолжения аттракциона. Не
обращая на них внимания, я собрался и пошел, вдоль
реки, в город. На краю Асуана была
стройка, возле домика-сторожки три араба
готовились завтракать, только что закончив
утреннюю молитву. Меня сразу зазвали завтракать.
Оказалось, что в домике можно не только
умыться, но и принять душ! Вот так сбылись заветы
Кротова: «Ночевка на улице не дает вам
возможности поесть и помыться, но ведь поесть и
помыться вы можете и завтра!» Умытый и
довольный я показывал арабам свою «путевую
грамоту», фотографии России, а они все
подкладывали мне горячую фасолевую кашу («фуль»)
с бутербродами и радовались, какого
дальнего путешественника им послал Аллах в столь
ранний час. Угощатели не отпускали меня
до самого открытия пароходного офиса. Когда я
доехал туда на бесплатном такси, то услышал:
«Билеты продавались до вчерашнего дня. Сегодня
только в порту. Пароход отходит в 13 часов,
езжай туда и покупай»
В 10 часов пошел гулять по городу, имея
целью потратить в бедняцких кварталах
оставшиеся египетские фунты. Еще в Каире я
обменял деньги на пароход и на еду. Еще почти
столько же мне подарили различные богатые арабы
за последние два дня. Теперь же, нужно
было потратить остатки этих средств, чтобы
уехать в Судан с пустым кошельком.
Здесь нужно объяснить читателю, что
попадание из Египта в Судан возможно ТОЛЬКО на
пароходе с билетом. Сухопутная граница была
официально закрыта для всех, а по слухам, даже
заминирована. Конечно, невозможно закрыть тысячу
с лишним километров Сахары, наверняка
там ходят караваны контрабандистов. Но вот
иностранцев не пускают южнее Асуана, это
точно. Даже в египетский город Абу-Симбел дорога
для иностранцев закрыта. Кроме парохода,
другого сообщения по озеру Насер нет, это наши
«спортивные» автостопщики Шарлаев и
Шулов выяснили еще в прошлом году. Так что, все
путешествующие через Африку люди, как
песчинки в песочных часах, собирались раз в
неделю на этом пароходе. Некоторые называли
его «паром», что в принципе, на мой взгляд,
неверно, ибо никакой транспорт въехать не него не
может. Говорят, несколько лет назад, экспедицию
на мотоциклах втащили на палубу по частям
и за огромные деньги. Подобно прочим, и участники
нашей экспедиции должны были
встретиться на этом пароме в количестве трех
человек. Другая тройка, переправилась в Судан
еще неделю назад, и с ней мы встретимся лишь в
Хартуме.
Пока же, я тратил египетские деньги на
мороженное, сладкие пончики, хлеба и даже купил
пару египетских трусов за 6-25. Мне помогало то, что
я знал истинный уровень цен и умел
торговаться по-арабски. Обычно, жадные
египетские торговцы называли иностранцу цену в 5-
10 раз выше «нормальной».
Вот типичный случай «торговли
по-египетски».
В маленьком магазинчике на арабской
улице продают сок из сахарного тростника.
Мальчишка-подручный загружает в
большую блестящую соковыжимальную машину стебли
тростника, машина урчит и крутит колеса, снизу
вываливаются отжатые стебли, в специальный
контейнер стекает мутный белый сок с
тростниковой мякотью. Торговец бросает в емкость
лед,
черпает оттуда кружку и продает за 25 египетских
копеек. Это я знаю, что по 25. Но торговец
видит перед собой белого мистера и загибает цену,
в надежде облапошить туриста.
- Один стакан – три паунта. –
Египетские фунты они почему-то упорно называют
«паунты».
- Это не настоящая цена. – Я делаю вид
что разворачиваюсь.
- Хорошо – один паунт, только для тебя.
- Это стоит 25 пиастров. Ты меня не
обманешь.
- Нет, это стоит минимум 75.
- Всего хорошего. – Я уже прошел дальше
по улице шагов десять, когда меня догоняет его
мальчишка-подручный и теребит за штанину.
- Эй, мистер! Вернитесь, он согласен! –
Возвращаюсь.
- Ну, что согласен на 25?
- Согласен на 50. Дешевле не бывает. –
Торговец уже сам понял свою ошибку, но сдаваться
не хочет и лишь улыбается в усы.
Тут, некстати для него, подбегает еще
один пацан с улицы, кидает на поднос бумажку в 25
пиастров и берет стакан сока. Точно такую же
бумажку я заранее держу в кулаке. Тут же
хватаю малого со стаканом за руку, по хохот всей
базарной толпы, я демонстрирую торговцу
купюру на подносе и еще одну, такую же, у себя в
кулаке. Бедный ребенок не придумывает
ничего лучше чем пролепетать «двадцать пять» и
победа наша!
В тот день, гуляя по задворкам Асуана, я
в первый и единственный раз за все путешествие
заблудился. Я помнил что трасса через
сюрреалистические скалы выходила где-то из юго-
восточного угла города, но сколько я не забирал
на восток, никакой магистрально дороги не
нашел. Все попытки спросить что-либо со словами
«дорога» и «порт» у местного населения
оканчивались попытками посадить меня в
маршрутку. Изрядно намаявшись по жаре, к 11-ти
часам я согласился-таки на бесплатный подвоз
неизвестно куда. Оказалось, что эта маршрутка
имела конечным пунктом станцию железной дороги,
где в 11-30 подошел пригородный поезд
до порта. Таким образом, я все же успел
познакомиться в последний день и с египетскими
железными дорогами. Пассажиров в вагоне было не
много, стекол не было совсем, сиденья и
двери железные (дерево в Сахаре – предмет
роскоши!), контролеров или проводников тоже не
наблюдалось.
В 12-00 приехали прямо в порт. Возле
будки-кассы встретил Сергея Лекая и Олега Сенова.
Они напрасно прождали меня вчера возле
«старого» почтового офиса и заночевали в тех
самых
скалах, которыми я восхищался на закате. Сегодня
утром они уже успели искупаться в
водохранилище (озере Насер) несмотря на крики
всех окрестных полицейских, что «очень
опасно! Крокодилы!», но, такого монстра
путешествий, как Сергея, даже черти побоятся
трогать.
В будке мне продали на 88 фунтов три
бумажки: 1. Билет на пароход. 2. Квитанцию об
уплате выездного сбора 3. Талон на питание во
время плавания. При этом мы поочередно
попытались разрушить этот комплект с целью
экономии, но удача не улыбнулась нам.
Когда нам уже поставили выездные
штампы в паспорт, Лекай обнаружил у себя еще не
потраченные египетские деньги и побежал в
магазин за хлебом. Мы же, вдвоем, пошли на
пароход занимать места. Неожиданно, у входа на
пристань обнаружились еще двое египетских
полицейских, которые пытались содрать с нас еще
два фунта «непонятно на что». Поскольку и
билеты и паспорта у нас были в руках, мы просто
послали их подальше, объяснив на трех
языках что египетских денег у нас нет ни пиастра.
На пароходе полицейские преследовать
нас не стали – слишком много народу и багажа. В
салоне, на палубе, и во всех прочих местах
высились горы ящиков с фруктами и товарами.
Такое впечатление что Судан вообще
ничего не производил – даже помидоры и огурцы
ввозились из Египта этим вот единственным в
неделю «пассажирским паромом». Едва мы
заняли места, как появляется Сергей Лекай с кучей
хлебов, и в сопровождении тупого
полицейского. Диалог следующий:
- Где ты ходишь? Мы тебе место заняли
возле кондиционера, а тут народ все напирает!
- У меня отобрали паспорт!
- ????!!
- Они требуют у меня еще два фунта, а я
как раз на последние булок купил, вот, держите.
- Зачем ты отдал им свой паспорт?!
- Я выхожу на пристань, а офицер полиции
и говорит «Дай мне твой паспорт». Я решил что
еще одна проверка. А он его убирает в
металлический ящик стола и говорит: «Два фунта».
Я объяснял что денег нет, но он послал со мной вот
этого придурка, чтобы я спросил денег
у вас.
- Но у нас их тоже нет. Мы же ему сказали!
- Но они же тупые. Не верят мне, вот мы и
пришли еще раз спросить.
Заявив солдату на четырех знакомых нам
языках фразу «денег нет», мы отправили Лекая
обратно на берег за паспортом, а сами поставили
на наши места три рюкзака, решив, в случае
чего, задержать отплытие. Полицейский скандал
из-за двух фунтов (меньше одного доллара),
тем временем, разгорался, и Сергей оказался в
кабинете начальника полиции порта. Желание
полицейских получить деньги было так же велико,
как и нежелание русского путешественника
расставаться с паспортом. В итоге, начальник
полиции достал два фунта из собственного
кошелька, передал в руки своему подчиненному, а
тот отдал Сергею паспорт. Последний
пассажир взбежал на борт, все вскричали хвалу
Аллаху, и только мы втроем на нескольких
языках крикнули проклятия в адрес египетской
полиции.
Но теперь пароход
отходит в Судан – саму замечательную страну
мира – ура!
Озеро Насер образовалось при
непосредственном участии СССР, в результате
строительства Асуанской ГЭС. Можно было бы
ожидать, что его назовут «озеро Брежнева», но
египтяне назвали его все же именем своего
тогдашнего правителя. Мощность электростанции
чудовищна – самая мощная в Африке, она снабжает
энергией все города и оазисы Египта, а так
же, подозреваю, что часть ее продают в Иорданию, а
возможно и в Ливию. О том какая
огромная энергия удерживается бетонной плотиной
в узком горном ущелье, понимаешь только
тогда, когда посмотришь на Великий Нил в его
среднем течении, между Хартумом и Вади-
Халфой. Одновременно озеро является самым
безжизненным из всех рукотворных
водохранилищ. Рыбы в нем с каждым годом все
меньше, ибо глина и плодородный ил с
верховьев супер-реки не смываются ежегодными
паводками в долину, а оседает на дно в
суданской части озера. На всем почти 700-от
километровом протяжении длинного и узкого
водоема по берегам нет ни одного кустика, деревца
или травинки. Да и откуда им взяться, если
кругом камни и пески самой большой пустыни мира?
При наполнении озера, вся плодородная
долина выше Асуана ушла под воду, и жизнь по
берегам исчезла – скалы и песок уходят под воду,
не оставляя ни клочка земли для земледелия.
Так же под угрозой затопления оказались
гигантские статуи четырех сидящих фараонов. Но
ЮНЕСКО добилась от СССР и г-на Насера, чтобы
статуи разрешили (на деньги ЮНЕСКО)
разобрать по частям и перенести на более высокое
место. Там, возле закрытого ныне города
Абу-Симбел они теперь и взирают на рукотворное
море, которое запросто могло стать их
могилой. Другие же, менее значительные памятники
эпохи фараонов, оказались затоплены
полностью или частично. Их можно увидеть на
открытках, продающихся в Асуане. Конечно,
при затоплении, юный сосед Египта - Судан, тоже
потерял в своих северных провинциях самые
лучше для земледелия долины. В городе Вади-Халфа
пропали все плодородные земли, и люди
оказались обречены на голод и вымирание. В
деревнях выше по течению, Нил отнял только
часть полей, и жизнь там еще теплиться. Что бы
хоть как-то загладить вину перед суданцами,
египтяне отдали им часть водной акватории
водохранилища, и на некоторых картах до сих пор
видно, что из Судана в Египет по поверхности
озера вдается этакий «аппендицит», но ловля
рыбы там все хуже и хуже, как уже упоминалось,
из-за заиливания воды. Город Вади-Халфа
умирает, но из залитого ночными электрическими
огнями Асуана, туристы и египтяне этого не
видят.
Когда двухпалубный старенький пароход
отходит от порта Асуан, то в прозрачной
изумрудной воде под ним мелькают огромные
рыбины, пассажиры кормят их с палубы
хлебными крошками. Потом за кормой, вдоль
горизонта вытягивается низкая серая линия
плотины. Вечером раскаленное красное солнце
садиться в воду прямо по курсу, и кажется, что
озеро зашипит, когда огненный диск коснется
поверхности. Затем на палубу опускается тьма.
На небе высыпают звезды, а берега все
так же пустынны, ни одного огонька не нарушает
темноту африканской ночи. Лишь только на
утренней заре солнце осветит четыре покорно
сидящие статуи на склоне насыпного кургана. О чем
думают каменные фараоны? Четыре
тысячи лет промелькнули в Сахаре как один день, и
только три десятка лет назад пришли
перемены из далекой северной супердержавы,
правители которой задумали превратить в
советские африканские республики страны
арабского мира.
Утром вода неожиданно теряет свою
изумрудную прозрачность и приобретает цвет
какао
из-за большого количества взвеси, приносимой
Нилом из далеких верховьев Эфиопии.
Пароход имеет каюты «1-го класса» для
богатых пассажиров, с многочисленными женами,
чемоданами, сотовыми телефонами и другими
атрибутами богатства. В задней части второй
палубы располагается «салон 2-го класса». Длинные
ряды скамеек, между которыми едут
«простые люди» и великое количество багажа:
игрушки, мебель, виноград, макароны,
помидоры, коврики… Плата за провоз багажа
устанавливается непосредственно на пароходе, в
результате торга между специальным «палубным
капитаном» и фарцовщиками. Как я понял,
сумма денег, которая вручается из рук в руки без
всякой квитанции, зависит от ценности груза,
его объема, наглости владельца и громкости
голосов обоих торгующихся. Около двух часов,
призывая на помощь Аллаха, пророков и даже
некоторую нечисть, в проходах стоял
невыносимый гвалт, который, казалось, временами
готов был перерасти в рукопашную. К
заходу солнца консенсус, казалось бы, был найден
и в салоне установилась тишина,
нарушаемая лишь шумом вентиляции. Потолок (или
открытая палуба) на солнце раскалился
так, что до него невозможно было дотронуться, и
лишь в сумерках пассажиры стали выходить
наверх для совершения вечерней молитвы. 4-го
сентября 2000-го года, пассажиры второго
класса, получив по талонам невкусную и дорогую
еду, заваривали чай и слушали авторскую
песню в исполнении русских автостопщиков. Олег
Сенов, мужественно вез семиструнную
гитару из самого дома, неся таким образом,
кусочек русской культуры в народы черного
континента. Арабы никогда не скрывали своего
интереса к инструменту, и мы в любом месте с
удовольствием устраивали импровизированный
концерт, подчас вовсе не рассчитывая на
вознаграждение, ибо угощали нас и так весьма
обильно.
Спали на ковриках, прямо на палубе,
радуясь утренней прохладе. В пять утра, некий
человек возник среди спящих тел и стал всех
будить своими криками. Думали сначала, что
тонем, потом, что прибываем. Оказалось – утренняя
молитва. Солнца еще нет, туман, но
правоверные только по каким-то им одним
известным признакам определили направление на
Мекку и начали заунывную молитву с
многочисленными поклонами. Понятно, что о
дальнейшем сне не могло быть и речи. Собрав
манатки, спустились вниз и организовали
завтрак. В 10 утра по правому борту проплыли
статуи Абу-Симбела, в 13-00 пароход встал, и к
нам устремился катер с таможенными чиновниками,
видимо, ознаменовав пересечение
границы. Приняв на борт «человека с портфелем» к
15-ти часам подошли к причалу Вади-
Халфа: длинные затопленные баржи соединены
шаткими мостиками. На баржах есть
брезентовые навесы, где суданские таможенники
осуществляют досмотр багажа и документов.
Вещей было очень много. Пароход
загружался, видимо, не меньше суток. А теперь еще
дольше
будет выгружаться. Завтра он отправиться в
обратный путь.
Лишь к 16-ти часам мы смогли сойти на
берег. Суданцы не стали осматривать багаж редких
белых туристов и утруждать себя всякими там
анкетками-вопросниками и показными деньгами.
На рюкзаки приклеили желтые
таможенные марки, которые тут же отвалились.
Алексей Воров
шьет рюкзаки из очень прочной ткани «кордура», к
которой ни один клей не пристает!
Вы читаете книгу Г. Лапшина ©
"Автостопом через Африку. От реки Волги до реки
Оранжевой"