Глава
1-я.
Старт.
– Милиционеры.
-
Алагир. – Рокское ущелье. – Цхинвали. – Грузия.
В нашей поездке
каждый выезжал из дома сам, тогда, когда ему было
удобно. Главное
было не опаздать на стрелку 15-го августа в Дамаске.
Из рассказов товарищей я знал, что Турция
и Сирия очень интересные страны. Желая
посмотреть их, нужно было выехать из дома в конце
июля, не позже. Но жизнь внесла свои коррективы –
за два дня до выезда я сильно пропорол на
Волге ногу, наложили швы на стопу и пришлось
ждать, когда рана заживет и швы снимут.
Утром шестого
августа до выездного поста ДПС подвез мой друг
Дмитрий. Вот и
начался автостоп. На двух машинах доехал до
Москвы. На быстрой «Оке» сделал полукруг по
МКАДу. От поворота на Бронниццы уехал на
«шестерке» до самого Воронежа. В Воронеже я
прогостил весь следующий день у своей подруги.
Здесь потратил оставшиеся российские
рубли: купил складной нож, тетрадку для дневника,
одеколон «молодежный» для бритья и
некоторые лекарства, которых не оказалось в
дубненской аптеке.
8-го августа, прямо с воронежской
объездной я подсел в «BMW» к веселому
ОМОНовцу, который ехал в Ростов-на-Дону в гости.
Уже в сумерках, я залез в высокую
кабину супер-МАЗа. Водитель, Муслим, ехал в
Нальчик, но в Кропоткине мы заночевали на разных
полках прямо в кабине.
В 9 утра Муслим накормил завтраком
возле Невинномысска, провез вокруг Пятигорска
и высадил в селе Малка, где у него были какие-то
дела. Кабардинец-бизнесмен, ненадолго завез
меня на мебельную фабрику, купил воды,
мороженного и вывез на выезд из Нальчика.
Попал в «БМВ» к трем молодым парням
самой, что ни на есть, «кавказской
национальности». Именно у этих кавказцев
отсутствовали братские чувства к «великому
соседу», ибо они уже не помнили жизни в СССР, но
хорошо запомнили московскую милицию
во время визита в столицу. Однако, даже при заезде
в какой-то дом поселка Черек я не ощутил
никаких враждебных помыслов по отношению ко мне
лично. А вот милиция на въезде в
Северную Осетию сразу вытащила меня из машины.
«Паспорт. Что везешь.
Открывай рюкзак! Куда едешь? Зачем? Как это
«автостопом»?»
Начинается привычная песня про то, что «сейчас
просто так никто не подвозит, и вообще очень
опасно и езжай лучше домой – целее будешь.»
Меня обыскивали, у всех водителей и
пассажиров проверяли документы и багажники, а в
это время по полю, в 2-х км от поста
спокойно пылили машины и никто не обращал
внимания на этих контрабандистов. Все ж таки
отпустили, предупредив, что рюкзак упаковывать
бесполезно, все равно через два километра
новая таможня.
- Так вы же уже обыскали?!
- Так мы же кабардинская милиция, а там
– осетинская. Соображай!
Останавливаю первую же машину,
отъезжающую от поста:
- Добрый день. Я автостопщик. Подвезите
два километра по трассе.
- Почему только два километра?
- Потому что там меня будут обыскивать,
а я не хочу вас задерживать.
- А документы у тебя в порядке?
- Конечно!
- Покажи?
- А кто вы такие, чтобы я вам показывал?!
- Да мы оперативники, из Владикавказа…
Вот так, я эксплуатирую одних
милиционеров, а меня все время задерживают
другие.
Но с этими операми мне опять повезло.
На осетинском посту они вышли из машины, оставив
меня внутри. Обнялись и поговорили с постовыми на
осетинском языке и поехали дальше.
- Интересно, что вы им про меня сказали?
- Все нормально. Мы сказали что ты –
геолог, очень важная птица. А мы обеспечиваем
твою
безопасность.
Опера решили довести до Алагира,
чтобы поговорить там с местными милиционерами,
дабы беспрепятственно пропустили
путешественника дальше. Опять объятия и
разговоры на
осетинском языке. Из за обвалов на дороге, только
два раза в день пропускают машины: с 17 до
19, и с 5 до 7 утра. Решил остаться в Северной Осетии
до утра.
В Алагире подстригся покороче, поменял
на доллары оставшиеся рубли. В поисках
интернет зашел в мэрию, там мне предложили
переночевать в ремонтируемой школе-интернате.
Ремонт делали армянские рабочие, я помылся в
душе, а вот ночевать с ними мне не хотелось,
чтобы не разбудить завтра в 4 утра.
Сфотографировав с крыши интерната Алагир и
Кавказский
хребет, поставил платку в дворике. Благо ночь
обещала быть теплой и сухой.
Проснулся ровно в 6-00. Быстро собрался в
сумерках забыл повешенное на дерево
полотенце. На завтрак времени не было, выскочил
на улицу и набегу застопил ГАЗик.
Рокское ущелье
очень живописно. Иногда дорога проходила сквозь
короткие тоннели.
Многие мосты через горные речушки несли следы
недавнего ремонта, а в двух местах
действительно завал разбирали с помощью
бульдозеров. Довольно часто попадались
небольшие
поселки. С одной стороны вплотную к домам
подходили горные стены, с другой – глубокая
пропасть с горной рекой внизу. На одной из АЗС нас
догнала североосетинская ГАЗель, два
осетина из нее с любопытством разглядывали мой
желтый костюм, но ничего спросить не
успели.
Вот и ворота таможни. Пред ними
скопилось несколько грузовиков-бензовозов.
Официально провозить бензин в Грузию
запрещается. Поэтому, поверх цистерны водители
бензовозов сооружают каркас из брусьев и
обтягивают сверху брезентом. Такая маскировка
может обмануть разве только спутник-шпион, но
предприимчивые люди провозят эти машины
через две таможни.
Только я прошел за ворота, как меня
сразу окликнул солдат в бронежилете, бушлате и с
автоматом в руках:
- Стой! Куда идешь?!
- Стою. В Грузию.
- А где машина? Пешком нельзя!
- А я без машины. Автостопом. Пройду
таможню и остановлю какую-нибудь машину…
- Ага, путешественник значит?!
- Совершенно верно. Еду в Турцию и
дальше … вот паспорт.
Неожиданно все таможенники и
контрабандисты бросили свои дела и обступили
счастливого солдата с моим паспортом в руках. Все
разглядывали суданскую визу с
голограммой, расспрашивали про костюм и про
деньги… Народу собралось десятки человек.
Пришел офицер и стал командовать «
здесь нет ничего интересного! Расходитесь!». Даже
не
проверив рюкзак, мне разрешили выбирать машину и
ехать в Грузию. Тут как раз пригласили в
уже знакомую ГАЗель до Цхинвали. Водители
оказались уже «тертыми людьми». Что они
везли на самом деле, я так и не узнал, но в верхнем
ряду коробок лежало печенье, а в бардачке
пачки десятирублевых купюр. На каждом посту ГАИ
пачки уменьшались, а водитель получал
очередную бумажку с надписью «…печенье.
Пропустить» Ущелье все уже, дорога извивается
по краю пропасти, на дне ее показывают
искореженный автобус, упавший туда в прошлом
году.
Вот и черная пасть знаменитого
Рокского тоннеля. С южной стороны еще одна
таможня. Но,
поскольку мои водители ездят здесь каждый день,
то мне даже не пришлось выходить из
кабины, да и документы никто не спрашивал.
Качество дороги в Южной Осетии сразу
ухудшилось.
- Ничего себе, какие ямы! Я таких давно
уже не встречал!
- Это еще ерунда! А вот после дождей
здесь такое бывает…
- Но это же автотрасса международного
значения. Почему ее никто не ремонтирует? Судя по
всему асфальт тут в последний раз еще при СССР
клали, могли бы хотя бы щебнем самые
большие ямы засыпать…
- А кому это нужно? На водителей всем
наплевать, а ремонт машин окупается за счет
большой разницы цен на горючее между Россией и
Грузией – Отвечал водитель, качаясь в
разные стороны и ударяясь головой о потолок
кабины на больших ухабах.
- Но ведь Россия – главный торговый
сосед Грузии. Неужели дешевле возить грузы на
самолетах, чем подсыпать щебень на эту дорогу?
- Грузии дешевле торговать по воздуху.
Потому что если везти груз по этой трассе, то на
четыре таможни и взятки гаишникам денег уйдет
гораздо больше…
- Хорошо. Но ведь Южная Осетия не
признает себя частью Грузии, поэтому все завозит
из
Алагира. Им-то нужна хорошая дорога?!
- Цхинвали бы рад отремонтировать, да
денег нет. А грузины не хотят стараться для
осетин.
- Но ведь еще через пару лет бензовозы
добьют и эту дорогу, и здесь только трактора
смогут
ездить…
- То, что будет потом, сейчас никого не
беспокоит. Вон как отношения быстро меняются.
Сейчас дорога нужна, завтра наоборот.
Поживем-увидим.
- Вскоре вдоль трассы пошли осетинские
деревни. Народу на улицах было не много.
Тем временем мы въехали в Цхинвали. Здесь еще видны следы
войны. Часть домов была
разрушена, часть сгорела от пожаров. В городе мы
не останавливались, сразу проехали на
загородный рынок, который находился на холме, где
проходила граница с Грузией.
- Вот с этого места грузинские пушки
обстреливали осетинские дома, когда мы
отказались
войти в состав Грузии.
- Неужели столько много домов
разрушили из пушек?
- Нет. Когда началась война, то осетины
в отместку, стали поджигать дома, где жили
грузины…
Вот и приехали на грузино-осетинский
рынок. Самым ходовым товаром здесь был бензин.
На площади в несколько километров все
было заставлено цистернами с топливом. Бензин
продавали прямо с машин, сбросив «маскировку» и
написав цену прямо на борту машины.
Другие, видимо, перекупщики, продавали
из бочек, канистр и даже пластиковыми бутылками.
Высадили на рынке, ГАЗель уехала куда-то
разгружаться, а я пошел пешком в Грузию.
Подсел в «восьмерку» к грузинской
семье, которые с удовольствием довезли меня до
поворота на Гори.
Горы кончились вместе с Цхинвали.
Вокруг простирались поля виноградников, солнце
припекало, и лишь на северном горизонте
угадывались вершины покрытые облаками.
На границе мне подарили 100 рублей.
Сейчас пошел на АЗС в надежде купить что-
нибудь поесть, пока не уехал с рублями достаточно
далеко от России.
Сердитый продавец согласился разогреть за 50
рублей одну котлету. Воды на заправке не
было. Руки я мыл из кувшинчика, который держал сам
хозяин кафе. Котлета оказалась сильно
перченой, но у меня оставался хлеб из Алагира и
вода из горного родника.
После обеда автостоп пошел веселее.
Остановился «Форд-Транзит» с целым семейством:
отец, мама, дочка и племянник ехали в гости к
старикам. Вот уж здесь мне пришлось по
настоящему ощутить гостеприимство. В большом
доме, с садом и виноградником накрыли стол
с вином.
Женщины с нами за стол не сели, но по
очереди подносили разные кушанья. Мне было
непривычно, когда прислуживали. К тому же девочка
плохо знала русский язык. Разговор за
столом шел о дружбе народов, о могучем русском
языке и о том, что мне нужно обязательно
побывать в Грузии еще раз, чтобы оценить их
замечательную страну в полной мере.
После сытного обеда, горячо попрощался
со всеми, и водитель вывез меня на выезд из
поселка Гоми. Через 10 минут с трудом втиснулся на
заднее сиденье «Нивы», грузный водитель
ехал голым по пояс и плохо помнил русский язык.
Еще одна машина, с пожилыми супругами,
быстро довезла до города Боржоми.
Автостоп опять не заладился. Мимо едут
только автобусы, маршрут написан только на
грузинском языке. Все машины показывают, что они
локальные. Сорок минут общался с
беженцами из Абхазии. Они вышли из соседнего
санатория, где живут уже полгода.
Приглашали в гости на ночлег, но мне
хотелось уже сегодня в Турцию перейти. Сменив еще
две машины, доехал до центра Ахалцихе.
Одноименный переход находиться в восьми
километрах, за деревней Вале. В Эту деревню меня
довез пожилой таксист на черной «Волге».
По дороге он убеждал меня, что
грузинские люди не хотели войны ни с Абхазией ни
с Южной
Осетией, что все национальные конфликты затевают
политики и бизнесмены… За деревней мы
распрощались, пожелав на будущее, чтобы все
народы когда-нибудь обратно помирились.
Такие же пожелания я слышал от всех
жителей Кавказа, которых встречал в своих
путешествиях. Все они искренне жалели о развале
СССР.
Деревня Вале стояла на вершине горы.
До погранперехода еще три километра.
Машин нет. Чтобы не опоздать до закрытия границы,
решил идти пешком.
Вы читаете книгу Г. Лапшина ©
"Автостопом через Африку. От реки Волги до реки
Оранжевой"