ЕГИПЕТ

    24 августа, четверг. Здравствуй, Африка!
    25 августа, пятница. Встреча в Культурном Центре.

    26 августа, суббота. Цивильный поезд. Хитрый ночлег в Асуане
    27 августа, воскресенье в Асуане
    28 августа, понедельник. Отплытие
    29 августа, вторник. Прибытие в Судан!

Въезжаем в Африку под Суэцким каналом. В тоннеле.

    24 августа, почти через месяц после старта, мы собрались вместе в
крупнейшем городе Африки, Каире, в таком знакомом мне Российском
Культурном Центре. Двое - Кубатьян и Кактус - уже побывали в РКЦ и
направились на юг страны, в Асуан; другие семеро (Кротов, Лапшин, Лекай,
Мамонов, Марутенков, Сенов и Степанов) членов нашей мудрейшей экспедиции
бурно радовались воссоединению на землях Африканского континента. Помимо
нас семерых, в РКЦ обитали ещё два мудреца - Игорь Фатеев ("Бродячий
проповедник") со своей женой Дашей.

И. Фатеев в супермаркете Каира.
    Как читатель уже знает, Кришнаиты Игорь с Дашей они решили совершить
кругосветное путешествие по своему собственному маршруту, имея абсолютный
ноль долларов и рублей. Визы Египта, Туниса, Марокко и Мавритании они
получили в Москве бесплатно. С визами Сирии и Иордании в России им не
повезло - посольства хотели денег, но в Стамбуле они получили безденежно
и эти визы. По десять долларов на турецкую визу, а также деньги на паром
Акаба-Нувейба они насобирали у местных жителей по дороге. А вот с визой
Ливии вышла незадача - посольство Ливии не торопилось выдавать им визы,
ни платные, ни бесплатные. Кришнаиты тусовались в Культурном центре уже
долгое время, около месяца, питаясь бесплатно в харчевне "кошери" и изучая
методы проникновения в Тунис. Срок годности визы Туниса, который истекал,
удалось им продлить здесь, в посольстве Туниса в Каире, но методы
попадания туда пока не просматривались. Посольство России в Египте уже не
очень ценило мудрецов автостопа, и рекомендательное письмо выдавать
кришнаитам отказались.

    По той же причине, что посольство РФ уже не оказывало автостопщикам своё
покровительство, остались без суданской визы Андрей Мамонов и Кирилл
Степанов. Посольство Судана в Каире требовало рекомендательное письмо, а
его невозможно было получить. Существуют в природе и иные письма, очень
похожие на рекомендательные, но и таковых наши спутники не получили.
Андрей и Кирилл ходили озабоченные, изучали стоимость билета на самолёт до
Эфиопии (это было не менее 300 долларов на человека) и готовились
зарабатывать деньги в египетской столице.

    Директор Российского Культурного Центра захотел познакомиться с нами, это
оказался не тот директор, что принимал нас в прошлом году: как и в Сирии,
начальство сменилось. Новый директор был моложе прежнего.
Долгое проживание разных автостопщиков в РКЦ смущало его, но и выгнать нас
на улицу он не мог. Я заверил директора, сказав, что проблем с визами и
деньгами у нас не имеется, и через пару суток наша команда отправится в
дальнейший путь. К сожалению, так оно не оказалось, и после моего отъезда
некоторые члены экспедиции ещё долго зависали здесь, зарабатывая деньги в
Каире, о чём будет ещё сказано ниже.

Живем в комнате РКЦ в Каире.

    Вечером Игорь повёл меня в Интернет-кафе, где я впервые в своей
малокомпьютерной жизни залез на свой почтовый ящик на сайте yahoo.com.
Раньше я практически никогда не пользовался интернетом в своих
путешествиях, и только в этой африканской поездке мне предстояло оценить
его - в первую очередь, как дешёвое и быстрое средство связи.

    С интересом прочитал свою электронную почту и узнал, что последние два
участника мудрейшей экспедиции О.Костенко и В.Шарлаев до сих пор ещё
находятся в России. Догонят ли они нас, предстояло нам узнать
только в отдалённом будущем.

    25 августа, пятница. Встреча в Культурном Центре.

    Завтра у меня - месяц со дня старта. Подготовительный этап завершился, мы
в Каире! Сегодня - день всеобщего отдыха, помывки, постирки, бесед и
покупок, на то она и пятница, всеобщий мусульманский выходной.

    Но мне, в отличие от остальных, надо было поторопиться. Я получил свою
суданскую визу раньше всех, 5 июля; в визе значился последний день моего
возможного въезда в Судан - 5 сентября. Паром ходит раз в неделю; я знал,
что последняя дата моего возможного отправления в Судан - 28 августа, а
уже 27 августа, послезавтра, я должен был встречаться в Асуане с
Кубатьяном и Кактусом, тоже имеющим скоропротухающую суданскую визу и
спешащим уплыть на этом же пароме.

    Торопясь, я решил не подвергать себя риску застрять в процессе египетского
автостопа и поехал на вокзал покупать себе цивильный билет на поезд. Тут
в Египте есть всего три поезда Каир-Асуан, пригодные и для проезда
иностранцев. Прочие, локальные, более бомжовые и дешёвые поезда
используются только местными жителями. Чтобы затруднить интуристам
пользование ими, их расписание имеется только на арабском языке. Когда
будет время, изучу их сущность, а пока надо поторопиться. Покупаю билет во
второй класс "буржуйского" поезда, заплатив около 40 суданских фунтов ($13).

    Вечер прошёл в разговорах. Интересно, кого, когда и где из сегодняшних
гостей РКЦ я встречу в будущем? Удастся ли кришнаитским кругосветчикам
уплыть в Тунис, а Паше, Андрею и Кириллу - улететь в Эфиопию? Читателю
удобнее, он может заглянуть на двадцать страниц вперёд; но мы тогда
сделать это, конечно, не могли.

    26 августа, суббота. Цивильный поезд. Хитрый ночлег в Асуане

    Встал в шесть утра, опасаясь проспать. Над Каиром - великий утренний
туман, тепло и сыро, как в общественной бане. Красное утреннее солнце,
напоминающее луну, выползая из-за горизонта, медленно протискивалось
сквозь туман. Сегодня у меня - месяц со дня старта. 

Схема каирского метро на 2001 г.

    Я попрощался с теми, кто уже успел проснуться, и побежал на метро. В
Культурном центре осталось восемь автостопщиков. Марутенков, Степанов и
Мамонов, не получив суданских виз, готовятся лететь из Каира прямо в
Эфиопию. Другие трое (Лекай, Сенов и Лапшин), имеющие визу Судана, поедут
туда неделей позже нас. Супруги Фатеевы будут продолжать попытки достичь
Туниса - водным или воздушным путём. Интересно, как сложится их судьба?

    Вскоре я был уже на вокзале. Подогнали поезд, и я поспешил в свой вагон
вместе с прочими, египетскими пассажирами.

    В прошлом африканском путешествии, продираясь автостопом по южному Египту,
мы всё время застревали на разных полицейских постах, где египетские полицейские
всячески мешали нам ездить автостопом, высаживали из машин, задерживали,
пытались посадить в автобус, в поезд и проч. В данный момент можно
сказать, что эта политика египетского правительства одержала маленькую, но
очень важную победу! Я мирно ехал в поезде и смотрел в окно.

    Вагон второго класса был сидячий, с синими самолётными креслами, довольно
чистый, каждый пассажир занимал только своё кресло, никто в проходе не
стоял, - цивильно, в общем. Кондиционеры шпарили на всю катушку, как в
вагоне-холодильнике. Я замёрз и даже подумал залезть, сидя, в спальник, и
только присущая мне лень помешала мне это сделать сразу.

    Вдоль железной дороги шли бесконечные пригороды Каира: четырёхэтажные
облезлые дома, бараки. Все дома выходили окнами на железную дорогу; мусор
бросали прямо из окон, из-за чего под каждым домом выросла свалка.
Деревья, росшие внизу, были все увешаны мусором. На верёвках снаружи
каждого окна сушилось бельё. Вот на поверхность вылезла линиия метро; она
идёт прямо рядом. На платформах скопились каиряне, едущие в центр на
работу, точно как москвичи. Между линиями железной дороги и метро, на
узкой полоске земли, чинно расселась на завтрак целая семья. Вот метро и
дома прекратились; за длинным, исписаным забором протянулся вдоль ж.д.
секретный объект. Над объектом видны будки для охраны: старые, ржавые, с
остатками пыльных стёкол в выбитых окнах. Объект кончился. Вот гонят
стадо овец; вот женщина в чёрном копается палкой в огромной свалке, а вот
продолжение этой свалки - мусорный слой толщиной два-три метра дымится, и
его дым смешивается с утренним туманом, делая его ещё гуще и липче. Вот
две женщины шагают по свалке и читают одну газету на двоих, прямо на ходу.

    Вот пошли фининовые пальмы, поля, поля, каналы, финики, финики, крестьяне,
трава, поля, опять пальмы. Вот человек злобно кидается камнями в птицу,
посмевшую отведать фиников, но птица делает вид, что не замечает.

Орошаемые Нилом поля и финиковые деревья в Египте.

    Вот в вагон зашёл седобородый продавец святых книжек, в шлёпанцах и
ослепительно белом халате, произнося по-арабски некоторую рекламу
нараспев. Продавец прошёл по вагону и
положил каждому на колени стопку книжечек, чтобы каждый мог полистать и
выбрать по душе. Мне не положил: видит, что я белый, значит не умею
читать. Я подглядываю, что за книжки дали моему соседу,
египтянину. На одной обложке нарисована могила, череп и змея, написано
что-то по арабски. Вот продавцу из другого конца вагона протягивают
5 фунтов. Продавец подсаживается к покупателю и что-то долго ему
объясняет. 

Долина Нила с вышки сотовой связи. Фото ГриЛа.

    Поезд едет очень быстро. Остановки краткие. В вагоне становится всё
холоднее и холоднее. Я всё же достал спальник, завернулся в него и
задремал. В 17.30 миновали Луксор, а примерно в девять вечера поезд прибыл
на конечную станцию, Асуан. Средняя скорость поезда получилась более 70
км/час! При том, что на основных магистралях России 55-60 км/час и только на
линии Москва-Питер поезда ходят быстрее.

    Город Асуан уже хорошо знаком мне. Здесь полтора года назад мы с Вовкой
Шарлаевым несколько часов искали ночлег, и устроили скандал в коптском
храме, вопрошая: что важнее - Бог или правительство, запрещающее
вписывать иностранцев в доме Божьем?

Денежные переводы через мусорную урну. Набережная Асуана.

    Теперь уже, зная свойства асуанских храмов и людей, я решил найти
укромное, тёмное место и переночевать там, не привлекая внимания. И
впрямь, такое место вскоре подвернулось в некотором парке. Я решил не
спать на скамейке и не ставить палатку, а замаскировавшись, улёгся под
кустом.

    Но мой расчет оказался неверен. Несмотря на поздний час, в парке время от
времени появлялись люди. Два человека прошли мимо моего куста (но не
заметили меня). Зато третий, увидев под кустом в парке что-то, оказавшееся
белым мистером, подошёл поближе и долго увещевал меня по-арабски, уверяя,
что под кустом спать нельзя.

    Я сделал вид, что не понимаю, и попытался заснуть, но человек не
успокоился и продолжил своё бормотание: 

    - Спать здесь не можно! Иди отсюда! Спать здесь не можно!

    Наконец он мне надоел, я встал и медленно начал собирать спальник.
Египтянин не уходил, а терпеливо ждал. Когда мои сборы закончились, он
поманил меня за собой. "Может быть, вписку предлагает?" - подумал я и
пошёл за ночным гостем.

    Поведение его было в высшей степени странным. Он повёл меня на другую
сторону парка, затем через пустырь и свалку в тихий ночной квартал (здесь он
живёт? - подумал я). Затем подобрал старую циновку на улице (гм,
для меня?) и пошёл с циновкой и со мной дальше. На тёмной ночной улице
стояла деревянная лодка. Египтянин спрятал в эту лодку сию циновку и,
пройдя далее, вывел меня на некую трассу. Застопив машину, он увёз меня в
отдалённый пригород Асуана, который назывался Махмудия.

    - Ну, где спать будем? - вопрошал я.

    - Сейчас-сейчас, подожди немного, - отвечал он.

    Мы подошли к довольно высокому жилому дому. На освещённой лужайке перед
ним сидели, вероятно, все его обитатели на стульях и курили кальяны.

    "Наверное, он сейчас покурит и отведёт меня к себе в гости," - наивно
подумал я.

    Но всё было не так-то просто. Египтянин начал курить, общаться с другими
кальянщиками, заказал для меня маленький стаканчик чая (а где еда? -
подумал я). Курил он часа два, и на все мои вопросы отвечал характерным
арабским жестом: пальцы сложены в щепоть - значит, "надо немного
подождать". Я решил из научного интереса дождаться того, что мне хотят
предложить, но уже начал дремать на стуле. И когда, наконец, ночь совсем
сгустилась (на часах было 1.20) и кальянщики стали расходиться,
египтянин завершил курение и повёл меня - обратно!

    Застопив на ночном шоссе некую заблудшую машину, мы вернулись обратно в
старые районы города. Проходя мимо сухопутной лодки, мой хелпер достал
оттуда заныканную три часа назад циновку. Мы прошли по улочкам, через
свалку и пустырь, и часа в два ночи оказались обратно в том же парке,
откуда он меня вывел четыре часа назад. Расстелил старую циновку на траве
и сказал:

    - Спать здесь можно! спать здесь можно!

    Сильно удивляясь, я лёг на циновку. Мой помощник ушёл, и темнота скрыла его
от моих взоров. 

Полицейский патруль на верблюдах. Южный Египет, 2001 г.

    27 августа, воскресенье в Асуане

    В 6.30 утра меня растолкал вчерашний человек, пришедший за циновкой. Я
понял, что пора, и покинул своё лежбище. Интересно, в чём причина
странного поведения сего человека? Или в парке в 1.00 ночи и 7.00 утра
проходят проверяльщики, выгоняя спящих? или здесь запрещено спать без циновки?
Кстати, в парке оказалось сыро, полно квакающих лягушек и больших жуков, а
наутро неожиданно холодно (перед рассветом). 

    Итак, я отправился в город на главпочтамт, искать письмо, направленное мне
в Асуан "до востребования". Город был в утреннем тумане. Я сел на свой
рюкзак на набережной, ожидая открытия почтамта, и Асуан быстро разогрелся,
сперва градусов до сорока. Интересно, что в такую жару мясные туши в
лавках висят безо всяких холодильников, вокруг вьются мухи, в общем,
гигиена на высоте.

    Когда новый главпочтамт открылся, мне там сказали, что "до востребования"
надо искать на другом, старом почтамте; но там был такой беспорядок,
что найти письмо не смогли. Зашёл в офис туристской информации;
пароход на Судан обещали завтра. Сказали, что в порту билет купить
невозможно, нужно делать это здесь, в Асуане, в офисе фирмы "Nile
Navigation". 

    Днём довольно долго сидел у главпочтамта, ожидая кого-либо из спутников.
Тут, в Асуане, местные жители испытывают странную любовь к шариковым
ручкам, хотя они продаются свободно и недорого повсюду. Со всех сторон
слышится: "Give me pen!" (дай мне ручку!). Пример. Иду покупать манго.
Почём манго? - полфунта! - покупаю манго, но не успел отойти, продавец
видит ручку, торчащую из моего ксивника, и: "Give me pen!" Другой продавец
- тоже, манго фунт, можно и за полфунта, но: "Give me pen!" Полицейский
на перекрёстке: "Give me pen!" Сижу на набережной, дети окружают меня, и
все наперебой: "Give me pen!" А ещё здесь ходят "фелюкамены", противно
одинаковые мужики лет сорока в белых халатах, и совершенно одинаковым
голосом предлагают покататься по Нилу на фелюке (деревянной лодке с
парусом).

Завтрак на пароходе. Путешествуем по вине египетской полиции.

    Вообще наше путешествие протекает уже месяц без каких-либо эксцессов, на
удивление спокойно. Единственным казусом было плавание из Иордании в
Египет, и тут же опять в Иорданию за египетской визой, и вновь в Египет;
что стоило нам потери двух суток времени и тридцати долларов с носа.
Больше ничего неординарного, всё так знакомо, но при этом замечаешь такие
подробности, каких раньше не замечал. Я думаю, то же чувствует челвек,
после долгого отсутствия вернувшийся в родной край, где провёл своё
детство. А завтра поплывём в мою родную Вади-Халфу. Как там? Не
изменилось ли чего?

    В назначенное время подошли Гриша Кубатьян с Кактусом, избавив меня от
общества многообразных бродячих детей, скопившихся вокруг меня на
набережной и мечтающих разжиться шариковой ручкой. А когда стемнело, мы
покинули центр города и заночевали на его окраине, возле бетонной
водокачки, где бродили, сидели и общались многочисленные люди,
радующиеся, вероятно, по случаю какого-то мусульманского праздника (из
мечети рядом доносились моления). Часть людей и ночью тусовались там,
поэтому на нас в темноте никто не обратил внимания и в полицию не
настучал. Египетские дети, взявшиеся наполнить водой мою канистру,
потеряли по дороге пробку, но не устыдились этого и долго умоляли
сфотографировать их, и мы удовлетворили их просьбу.

    28 августа, понедельник. Отплытие

    Конечно же, в городе Асуан, в конторе "Nile Navigation", где
должны были якобы продаваться билеты на паром, - именно там их и не
продавали. Значит, всё осталось по-прежнему, как и в прошлом году, когда
мы брали билеты прямо в порту за Асуанской плотиной (имемуемой там Саад-эль-Али).
Мы пошли на ж.д. вокзал, желая уехать до плотины на пригородном поезде.

    Читатель помнит, наверное, как в прошлом году мы пожалели 50 египетских
копеек на билет, а в поезде возник билетёр, требующий уже не 50, а 65
копеек с носа, и мы устроили грандиозный скандал с билетёром.

     Поезд стоит из-за вас!- вещал он по-английски, склонив 
к нам своё тело с очкастым чёрным лицом. При этом он сложился почти 
вдвое, так как мы сидели, а переводчик был длинён. - Да, из-за 
вас! 50 копеек это в кассе, а здесь платите 65 копеек или выметайтесь 
вон!!

    Сейчас мы были более спокойны и уравновешены, чем полтора года назад, и
вместо того чтобы кричать "Нехороший город! Нехорошая страна!", пошли в
кассу за билетом и обнаружили, что 50 копеек стоит билет туда-обратно, а в
одну сторону - всего 30. Вот так оно, только перестали беспокоиться,
сразу билет подешевел.

    Приехали в порт. Как и в прошлом году, большая очередь темнокожих людей
стояли в очереди в кассовую будку, и, как и в прошлый раз, некий меняла
махал перед нами пачками денег и хвастливо говорил: "Суданыс!", предлагая
обменять доллары на суданские деньги по прошлогоднему курсу 1:2000.

    Пароход, еженедельно связующий Египет с Суданом, был, как всегда, наполнен
грузами. В Вади-Халфу ехали египетские яйца, стулья, пластмассовые вёдра,
коробки, свёртки, железки, ящики с виноградом и помидорами.
Под воздействием сорокаградусной жары указанные овощи тухли, и прямо в
пути их перебирали, и протухшее выбрасывали за борт.

На верхней палубе парохода из Асуана в Вади-Халфу.

    Капитан парохода, тучный седеющий дядька лет пятидесяти, был тем самым
капитаном, который в прошлом году обнаружил примус, разведённый нами на
палубе, и кричал:

    - Мы плывём в Асуан!! Мы плывём в Асуан, чтобы сдать вас ментам!!
Это египетский пароход!! Отдавайте примус!!

    Теперь у нас не было примуса, а капитан меня не помнил, поэтому с радостью
получил в подарок фотографию, где за штурвалом своего парохода он был
запечатлён.

    Помимо нас, на пароходе плыло ещё пятеро белых мистеров: два немца, два
сирийца (если их позволительно назвать белыми мистерами) и один японец.
Молодой японец принадлежал к той породе молодых японцев, которым дешевле
путешествовать по миру, чем сидеть дома, в дорогой Японии; такие
люди катаются год-два по миру и получают столь необходимое жизненное
образование, которого не заменит более долгое и дорогостоящее традиционное
обучение. Встреченный нами экземпляр находился в пути пока всего полгода;
из Японии через Китай, Пакистан, Иран, Турцию он попал в Сирию, Иорданию и
Египет, далее он ехал в Судан, Эфиопию и прочие страны, вплоть до ЮАР, а
куда ехать после, он пока не решил. Немцы же имели более скромные желания:
добраться на поезде до Хартума и потом сбежать обратно в Египет.

Закат на вдхр.Нассер.

    29 августа, вторник. Прибытие в Судан!

    Граница Египта и Судана маркирована круглыми плавучими шарами типа
волейбольных. Линия их пересекает всё широкое водохралилище. Наш
пароход "Sinai" долго крутился на месте, ожидая, пока к нам с берега
подплывёт египетский пограничный катер и даст "добро" на пересечение
границы. Наконец это произошло. Мы вплыли в суданские воды, и вскоре, часа
через два, на горизонте показались берега и причал уже столь любимой мной
Вади-Халфы. 

Причал Вади-Халфы. Суданский берег. 2001 г.

    За минувшие полтора года кое-что изменилось. Портовые службы Вади-Халфы
приобрели моторную лодку, взамен той деревянной лодки с вёслами-обрубками,
про которую написано в предыдущей книге. Прошлогодний хелпер с венистыми
руками, не советовавший ездить по миру без его помощи, на этот раз не
успел встретить нас - мы быстро отправились на выход и с ним, вероятно,
разминулись. Таможенники, как и в прошлый раз, не распаковывали ни один
короб и не заглянули ни в один рюкзак, и так же, как в прошлый раз,
половина жителей посёлка вышли встречать пароход.

   Перейти дальше.

line1.gif (4491 bytes)
    Вы читаете книгу Антона Кротова  ©  "200 дней на юг, или неоконченная кругосветка"  
Москва, АВП, 2002 г.
    Здесь можно заказать эту книгу в "бумажном виде", снабженную рисунками автора.
Написать письмо автору этой книги. Другие книги А. Кротова на сайте АВП.
Написать письмо автору сайта "Африка для всех!" www.africa.travel.ru