ЕГИПЕТ
24 августа, четверг.
Здравствуй, Африка!
25 августа, пятница.
Встреча в Культурном Центре.
26 августа,
суббота. Цивильный поезд. Хитрый ночлег в Асуане
27 августа, воскресенье
в Асуане
28 августа, понедельник.
Отплытие
29 августа, вторник.
Прибытие в Судан!
24 августа,
почти через месяц после старта, мы собрались
вместе в
крупнейшем городе Африки, Каире, в таком знакомом
мне Российском
Культурном Центре. Двое - Кубатьян и Кактус - уже
побывали в РКЦ и
направились на юг страны, в Асуан; другие семеро
(Кротов, Лапшин, Лекай,
Мамонов, Марутенков, Сенов и Степанов) членов
нашей мудрейшей экспедиции
бурно радовались воссоединению на землях
Африканского континента. Помимо
нас семерых, в РКЦ обитали ещё два мудреца - Игорь
Фатеев ("Бродячий
проповедник") со своей женой Дашей.
Как читатель уже знает, Кришнаиты
Игорь с Дашей они решили совершить
кругосветное путешествие по своему собственному
маршруту, имея абсолютный
ноль долларов и рублей. Визы Египта, Туниса,
Марокко и Мавритании они
получили в Москве бесплатно. С визами Сирии и
Иордании в России им не
повезло - посольства хотели денег, но в Стамбуле
они получили безденежно
и эти визы. По десять долларов на турецкую визу, а
также деньги на паром
Акаба-Нувейба они насобирали у местных жителей
по дороге. А вот с визой
Ливии вышла незадача - посольство Ливии не
торопилось выдавать им визы,
ни платные, ни бесплатные. Кришнаиты тусовались в
Культурном центре уже
долгое время, около месяца, питаясь бесплатно в
харчевне "кошери" и изучая
методы проникновения в Тунис. Срок годности визы
Туниса, который истекал,
удалось им продлить здесь, в посольстве Туниса в
Каире, но методы
попадания туда пока не просматривались.
Посольство России в Египте уже не
очень ценило мудрецов автостопа, и
рекомендательное письмо выдавать
кришнаитам отказались.
По той же причине, что посольство РФ
уже не оказывало автостопщикам своё
покровительство, остались без суданской визы
Андрей Мамонов и Кирилл
Степанов. Посольство Судана в Каире требовало
рекомендательное письмо, а
его невозможно было получить. Существуют в
природе и иные письма, очень
похожие на рекомендательные, но и таковых наши
спутники не получили.
Андрей и Кирилл ходили озабоченные, изучали
стоимость билета на самолёт до
Эфиопии (это было не менее 300 долларов на
человека) и готовились
зарабатывать деньги в египетской столице.
Директор Российского Культурного
Центра захотел познакомиться с нами, это
оказался не тот директор, что принимал нас в
прошлом году: как и в Сирии,
начальство сменилось. Новый директор был моложе
прежнего.
Долгое проживание разных автостопщиков в РКЦ
смущало его, но и выгнать нас
на улицу он не мог. Я заверил директора, сказав,
что проблем с визами и
деньгами у нас не имеется, и через пару суток наша
команда отправится в
дальнейший путь. К сожалению, так оно не
оказалось, и после моего отъезда
некоторые члены экспедиции ещё долго зависали
здесь, зарабатывая деньги в
Каире, о чём будет ещё сказано ниже.
Вечером Игорь повёл меня в
Интернет-кафе, где я впервые в своей
малокомпьютерной жизни залез на свой почтовый
ящик на сайте yahoo.com.
Раньше я практически никогда не пользовался
интернетом в своих
путешествиях, и только в этой африканской
поездке мне предстояло оценить
его - в первую очередь, как дешёвое и быстрое
средство связи.
С интересом прочитал свою электронную
почту и узнал, что последние два
участника мудрейшей экспедиции О.Костенко и
В.Шарлаев до сих пор ещё
находятся в России. Догонят ли они нас,
предстояло нам узнать
только в отдалённом будущем.
25 августа, пятница.
Встреча в Культурном Центре.
Завтра у меня - месяц со дня старта.
Подготовительный этап завершился, мы
в Каире! Сегодня - день всеобщего отдыха, помывки,
постирки, бесед и
покупок, на то она и пятница, всеобщий
мусульманский выходной.
Но мне, в отличие от остальных, надо
было поторопиться. Я получил свою
суданскую визу раньше всех, 5 июля; в визе
значился последний день моего
возможного въезда в Судан - 5 сентября. Паром
ходит раз в неделю; я знал,
что последняя дата моего возможного отправления
в Судан - 28 августа, а
уже 27 августа, послезавтра, я должен был
встречаться в Асуане с
Кубатьяном и Кактусом, тоже имеющим
скоропротухающую суданскую визу и
спешащим уплыть на этом же пароме.
Торопясь, я решил не подвергать себя
риску застрять в процессе египетского
автостопа и поехал на вокзал покупать себе
цивильный билет на поезд. Тут
в Египте есть всего три поезда Каир-Асуан,
пригодные и для проезда
иностранцев. Прочие, локальные, более бомжовые и
дешёвые поезда
используются только местными жителями. Чтобы
затруднить интуристам
пользование ими, их расписание имеется только на
арабском языке. Когда
будет время, изучу их сущность, а пока надо
поторопиться. Покупаю билет во
второй класс "буржуйского" поезда, заплатив
около 40 суданских фунтов ($13).
Вечер прошёл в разговорах. Интересно,
кого, когда и где из сегодняшних
гостей РКЦ я встречу в будущем? Удастся ли
кришнаитским кругосветчикам
уплыть в Тунис, а Паше, Андрею и Кириллу - улететь
в Эфиопию? Читателю
удобнее, он может заглянуть на двадцать страниц
вперёд; но мы тогда
сделать это, конечно, не могли.
26 августа, суббота.
Цивильный поезд. Хитрый ночлег в Асуане
Встал в шесть утра, опасаясь проспать.
Над Каиром - великий утренний
туман, тепло и сыро, как в общественной бане.
Красное утреннее солнце,
напоминающее луну, выползая из-за горизонта,
медленно протискивалось
сквозь туман. Сегодня у меня - месяц со дня
старта.
Я попрощался с теми, кто уже успел
проснуться, и побежал на метро. В
Культурном центре осталось восемь
автостопщиков. Марутенков, Степанов и
Мамонов, не получив суданских виз, готовятся
лететь из Каира прямо в
Эфиопию. Другие трое (Лекай, Сенов и Лапшин),
имеющие визу Судана, поедут
туда неделей позже нас. Супруги Фатеевы будут
продолжать попытки достичь
Туниса - водным или воздушным путём. Интересно,
как сложится их судьба?
Вскоре я был уже на вокзале. Подогнали
поезд, и я поспешил в свой вагон
вместе с прочими, египетскими пассажирами.
В прошлом африканском путешествии,
продираясь автостопом по южному Египту,
мы всё время застревали на разных полицейских
постах, где египетские полицейские
всячески мешали нам ездить автостопом,
высаживали из машин, задерживали,
пытались посадить в автобус, в поезд и проч. В
данный момент можно
сказать, что эта политика египетского
правительства одержала маленькую, но
очень важную победу! Я мирно ехал в поезде и
смотрел в окно.
Вагон второго класса был сидячий, с
синими самолётными креслами, довольно
чистый, каждый пассажир занимал только своё
кресло, никто в проходе не
стоял, - цивильно, в общем. Кондиционеры шпарили
на всю катушку, как в
вагоне-холодильнике. Я замёрз и даже подумал
залезть, сидя, в спальник, и
только присущая мне лень помешала мне это
сделать сразу.
Вдоль железной дороги шли бесконечные
пригороды Каира: четырёхэтажные
облезлые дома, бараки. Все дома выходили окнами
на железную дорогу; мусор
бросали прямо из окон, из-за чего под каждым домом
выросла свалка.
Деревья, росшие внизу, были все увешаны мусором.
На верёвках снаружи
каждого окна сушилось бельё. Вот на поверхность
вылезла линиия метро; она
идёт прямо рядом. На платформах скопились
каиряне, едущие в центр на
работу, точно как москвичи. Между линиями
железной дороги и метро, на
узкой полоске земли, чинно расселась на завтрак
целая семья. Вот метро и
дома прекратились; за длинным, исписаным забором
протянулся вдоль ж.д.
секретный объект. Над объектом видны будки для
охраны: старые, ржавые, с
остатками пыльных стёкол в выбитых окнах. Объект
кончился. Вот гонят
стадо овец; вот женщина в чёрном копается палкой
в огромной свалке, а вот
продолжение этой свалки - мусорный слой толщиной
два-три метра дымится, и
его дым смешивается с утренним туманом, делая его
ещё гуще и липче. Вот
две женщины шагают по свалке и читают одну газету
на двоих, прямо на ходу.
Вот пошли фининовые пальмы, поля, поля,
каналы, финики, финики, крестьяне,
трава, поля, опять пальмы. Вот человек злобно
кидается камнями в птицу,
посмевшую отведать фиников, но птица делает вид,
что не замечает.
Вот в вагон зашёл седобородый продавец
святых книжек, в шлёпанцах и
ослепительно белом халате, произнося по-арабски
некоторую рекламу
нараспев. Продавец прошёл по вагону и
положил каждому на колени стопку книжечек, чтобы
каждый мог полистать и
выбрать по душе. Мне не положил: видит, что я
белый, значит не умею
читать. Я подглядываю, что за книжки дали моему
соседу,
египтянину. На одной обложке нарисована могила,
череп и змея, написано
что-то по арабски. Вот продавцу из другого конца
вагона протягивают
5 фунтов. Продавец подсаживается к покупателю и
что-то долго ему
объясняет.
Поезд едет очень быстро. Остановки
краткие. В вагоне становится всё
холоднее и холоднее. Я всё же достал спальник,
завернулся в него и
задремал. В 17.30 миновали Луксор, а примерно в
девять вечера поезд прибыл
на конечную станцию, Асуан. Средняя скорость
поезда получилась более 70
км/час! При том, что на основных магистралях
России 55-60 км/час и только на
линии Москва-Питер поезда ходят быстрее.
Город Асуан уже хорошо знаком мне.
Здесь полтора года назад мы с Вовкой
Шарлаевым несколько часов искали ночлег, и
устроили скандал в коптском
храме, вопрошая: что важнее - Бог или
правительство, запрещающее
вписывать иностранцев в доме Божьем?
Теперь уже, зная свойства асуанских
храмов и людей, я решил найти
укромное, тёмное место и переночевать там, не
привлекая внимания. И
впрямь, такое место вскоре подвернулось в
некотором парке. Я решил не
спать на скамейке и не ставить палатку, а
замаскировавшись, улёгся под
кустом.
Но мой расчет оказался неверен.
Несмотря на поздний час, в парке время от
времени появлялись люди. Два человека прошли
мимо моего куста (но не
заметили меня). Зато третий, увидев под кустом в
парке что-то, оказавшееся
белым мистером, подошёл поближе и долго увещевал
меня по-арабски, уверяя,
что под кустом спать нельзя.
Я сделал вид, что не понимаю, и
попытался заснуть, но человек не
успокоился и продолжил своё бормотание:
- Спать здесь не можно! Иди отсюда!
Спать здесь не можно!
Наконец он мне надоел, я встал и
медленно начал собирать спальник.
Египтянин не уходил, а терпеливо ждал. Когда мои
сборы закончились, он
поманил меня за собой. "Может быть, вписку
предлагает?" - подумал я и
пошёл за ночным гостем.
Поведение его было в высшей степени
странным. Он повёл меня на другую
сторону парка, затем через пустырь и свалку в
тихий ночной квартал (здесь он
живёт? - подумал я). Затем подобрал старую циновку
на улице (гм,
для меня?) и пошёл с циновкой и со мной дальше. На
тёмной ночной улице
стояла деревянная лодка. Египтянин спрятал в эту
лодку сию циновку и,
пройдя далее, вывел меня на некую трассу.
Застопив машину, он увёз меня в
отдалённый пригород Асуана, который назывался
Махмудия.
- Ну, где спать будем? - вопрошал я.
- Сейчас-сейчас, подожди немного, -
отвечал он.
Мы подошли к довольно высокому жилому
дому. На освещённой лужайке перед
ним сидели, вероятно, все его обитатели на
стульях и курили кальяны.
"Наверное, он сейчас покурит и
отведёт меня к себе в гости," - наивно
подумал я.
Но всё было не так-то просто. Египтянин
начал курить, общаться с другими
кальянщиками, заказал для меня маленький
стаканчик чая (а где еда? -
подумал я). Курил он часа два, и на все мои вопросы
отвечал характерным
арабским жестом: пальцы сложены в щепоть - значит,
"надо немного
подождать". Я решил из научного интереса
дождаться того, что мне хотят
предложить, но уже начал дремать на стуле. И
когда, наконец, ночь совсем
сгустилась (на часах было 1.20) и кальянщики стали
расходиться,
египтянин завершил курение и повёл меня -
обратно!
Застопив на ночном шоссе некую
заблудшую машину, мы вернулись обратно в
старые районы города. Проходя мимо сухопутной
лодки, мой хелпер достал
оттуда заныканную три часа назад циновку. Мы
прошли по улочкам, через
свалку и пустырь, и часа в два ночи оказались
обратно в том же парке,
откуда он меня вывел четыре часа назад. Расстелил
старую циновку на траве
и сказал:
- Спать здесь можно! спать здесь можно!
Сильно удивляясь, я лёг на циновку. Мой
помощник ушёл, и темнота скрыла его
от моих взоров.
27 августа,
воскресенье в Асуане
В 6.30 утра меня растолкал вчерашний
человек, пришедший за циновкой. Я
понял, что пора, и покинул своё лежбище.
Интересно, в чём причина
странного поведения сего человека? Или в парке в
1.00 ночи и 7.00 утра
проходят проверяльщики, выгоняя спящих? или
здесь запрещено спать без циновки?
Кстати, в парке оказалось сыро, полно квакающих
лягушек и больших жуков, а
наутро неожиданно холодно (перед рассветом).
Итак, я отправился в город на
главпочтамт, искать письмо, направленное мне
в Асуан "до востребования". Город был в
утреннем тумане. Я сел на свой
рюкзак на набережной, ожидая открытия почтамта, и
Асуан быстро разогрелся,
сперва градусов до сорока. Интересно, что в такую
жару мясные туши в
лавках висят безо всяких холодильников, вокруг
вьются мухи, в общем,
гигиена на высоте.
Когда новый главпочтамт открылся, мне
там сказали, что "до востребования"
надо искать на другом, старом почтамте; но там был
такой беспорядок,
что найти письмо не смогли. Зашёл в офис
туристской информации;
пароход на Судан обещали завтра. Сказали, что в
порту билет купить
невозможно, нужно делать это здесь, в Асуане, в
офисе фирмы "Nile
Navigation".
Днём довольно долго сидел у
главпочтамта, ожидая кого-либо из спутников.
Тут, в Асуане, местные жители испытывают странную
любовь к шариковым
ручкам, хотя они продаются свободно и недорого
повсюду. Со всех сторон
слышится: "Give me pen!" (дай мне ручку!). Пример.
Иду покупать манго.
Почём манго? - полфунта! - покупаю манго, но не
успел отойти, продавец
видит ручку, торчащую из моего ксивника, и: "Give
me pen!" Другой продавец
- тоже, манго фунт, можно и за полфунта, но: "Give me
pen!" Полицейский
на перекрёстке: "Give me pen!" Сижу на набережной,
дети окружают меня, и
все наперебой: "Give me pen!" А ещё здесь ходят
"фелюкамены", противно
одинаковые мужики лет сорока в белых халатах, и
совершенно одинаковым
голосом предлагают покататься по Нилу на фелюке
(деревянной лодке с
парусом).
Вообще наше путешествие протекает уже
месяц без каких-либо эксцессов, на
удивление спокойно. Единственным казусом было
плавание из Иордании в
Египет, и тут же опять в Иорданию за египетской
визой, и вновь в Египет;
что стоило нам потери двух суток времени и
тридцати долларов с носа.
Больше ничего неординарного, всё так знакомо, но
при этом замечаешь такие
подробности, каких раньше не замечал. Я думаю, то
же чувствует челвек,
после долгого отсутствия вернувшийся в родной
край, где провёл своё
детство. А завтра поплывём в мою родную
Вади-Халфу. Как там? Не
изменилось ли чего?
В назначенное время подошли Гриша
Кубатьян с Кактусом, избавив меня от
общества многообразных бродячих детей,
скопившихся вокруг меня на
набережной и мечтающих разжиться шариковой
ручкой. А когда стемнело, мы
покинули центр города и заночевали на его
окраине, возле бетонной
водокачки, где бродили, сидели и общались
многочисленные люди,
радующиеся, вероятно, по случаю какого-то
мусульманского праздника (из
мечети рядом доносились моления). Часть людей и
ночью тусовались там,
поэтому на нас в темноте никто не обратил
внимания и в полицию не
настучал. Египетские дети, взявшиеся наполнить
водой мою канистру,
потеряли по дороге пробку, но не устыдились этого
и долго умоляли
сфотографировать их, и мы удовлетворили их
просьбу.
28 августа,
понедельник. Отплытие
Конечно же, в городе Асуан, в конторе
"Nile Navigation", где
должны были якобы продаваться билеты на паром, -
именно там их и не
продавали. Значит, всё осталось по-прежнему, как и
в прошлом году, когда
мы брали билеты прямо в порту за Асуанской
плотиной (имемуемой там Саад-эль-Али).
Мы пошли на ж.д. вокзал, желая уехать до плотины на
пригородном поезде.
Читатель помнит, наверное, как в
прошлом году мы пожалели 50 египетских
копеек на билет, а в поезде возник билетёр,
требующий уже не 50, а 65
копеек с носа, и мы устроили грандиозный скандал
с билетёром.
Поезд стоит из-за вас!- вещал он
по-английски, склонив
к нам своё тело с очкастым чёрным лицом. При этом
он сложился почти
вдвое, так как мы сидели, а переводчик был длинён.
- Да, из-за
вас! 50 копеек это в кассе, а здесь платите 65 копеек
или выметайтесь
вон!!
Сейчас мы были более спокойны и
уравновешены, чем полтора года назад, и
вместо того чтобы кричать "Нехороший город!
Нехорошая страна!", пошли в
кассу за билетом и обнаружили, что 50 копеек стоит
билет туда-обратно, а в
одну сторону - всего 30. Вот так оно, только
перестали беспокоиться,
сразу билет подешевел.
Приехали в порт. Как и в прошлом году,
большая очередь темнокожих людей
стояли в очереди в кассовую будку, и, как и в
прошлый раз, некий меняла
махал перед нами пачками денег и хвастливо
говорил: "Суданыс!", предлагая
обменять доллары на суданские деньги по
прошлогоднему курсу 1:2000.
Пароход, еженедельно связующий Египет
с Суданом, был, как всегда, наполнен
грузами. В Вади-Халфу ехали египетские яйца,
стулья, пластмассовые вёдра,
коробки, свёртки, железки, ящики с виноградом и
помидорами.
Под воздействием сорокаградусной жары указанные
овощи тухли, и прямо в
пути их перебирали, и протухшее выбрасывали за
борт.
Капитан парохода, тучный седеющий
дядька лет пятидесяти, был тем самым
капитаном, который в прошлом году обнаружил
примус, разведённый нами на
палубе, и кричал:
- Мы плывём в Асуан!! Мы плывём в Асуан,
чтобы сдать вас ментам!!
Это египетский пароход!! Отдавайте примус!!
Теперь у нас не было примуса, а капитан
меня не помнил, поэтому с радостью
получил в подарок фотографию, где за штурвалом
своего парохода он был
запечатлён.
Помимо нас, на пароходе плыло ещё
пятеро белых мистеров: два немца, два
сирийца (если их позволительно назвать белыми
мистерами) и один японец.
Молодой японец принадлежал к той породе молодых
японцев, которым дешевле
путешествовать по миру, чем сидеть дома, в
дорогой Японии; такие
люди катаются год-два по миру и получают столь
необходимое жизненное
образование, которого не заменит более долгое и
дорогостоящее традиционное
обучение. Встреченный нами экземпляр находился в
пути пока всего полгода;
из Японии через Китай, Пакистан, Иран, Турцию он
попал в Сирию, Иорданию и
Египет, далее он ехал в Судан, Эфиопию и прочие
страны, вплоть до ЮАР, а
куда ехать после, он пока не решил. Немцы же имели
более скромные желания:
добраться на поезде до Хартума и потом сбежать
обратно в Египет.
29 августа, вторник.
Прибытие в Судан!
Граница Египта и Судана маркирована
круглыми плавучими шарами типа
волейбольных. Линия их пересекает всё широкое
водохралилище. Наш
пароход "Sinai" долго крутился на месте,
ожидая, пока к нам с берега
подплывёт египетский пограничный катер и даст
"добро" на пересечение
границы. Наконец это произошло. Мы вплыли в
суданские воды, и вскоре, часа
через два, на горизонте показались берега и
причал уже столь любимой мной
Вади-Халфы.
За минувшие полтора года кое-что
изменилось. Портовые службы Вади-Халфы
приобрели моторную лодку, взамен той деревянной
лодки с вёслами-обрубками,
про которую написано в предыдущей книге.
Прошлогодний хелпер с венистыми
руками, не советовавший ездить по миру без его
помощи, на этот раз не
успел встретить нас - мы быстро отправились на
выход и с ним, вероятно,
разминулись. Таможенники, как и в прошлый раз, не
распаковывали ни один
короб и не заглянули ни в один рюкзак, и так же,
как в прошлый раз,
половина жителей посёлка вышли встречать
пароход.
Перейти дальше.
Вы читаете книгу
Антона Кротова © "200 дней на юг, или
неоконченная кругосветка"
Москва, АВП, 2002 г.
Здесь можно заказать
эту книгу в "бумажном виде", снабженную
рисунками автора.
Написать
письмо автору этой книги. Другие книги А.
Кротова на сайте АВП.
Написать письмо автору
сайта "Африка для всех!"
www.africa.travel.ru