Глава
5. ПЕРЕВАЛ САЛАНГ
Южную и северную части страны
разделяет горный хребет Гиндукуша. Издавна
он был естественной преградой, стеной, и народы
по обе стороны живут
разные, и язык у них разный: на севере - дари-фарси,
на юге -
пушту-урду. Кабул находится посередине, на 2000
метров выше уровня моря, и
являет собой центр страны, смешение двух народов
и языков, естественный
Вавилон.
Издавна только летом можно было
преодолеть Гиндукуш и по холодным горным
тропам просочиться из северной части страны в
южную. Но лет тридцать назад
советские строители, проделав колоссальную
работу, продырявили горный
хребет в самом тонком и низком месте, создав
тоннель Саланг, один из самых
высокогорных тоннелей в мире (3363 метра над
уровнем моря). А к этому
тоннелю по безлюдной горной местности с обоих
сторон был проложен горный
серпантин дороги. И с этих самых пор грузовики с
дешевыми арбузами потекли
из Мазара в Кабул, а обратно через горы на север
поехали пакистанские,
индийские, китайские товары. И хотя большую часть
года в этих горах и в
районе тоннеля лежит снег, - но, расчищая его, день
за днем и год за годом
ходили арбузные, а потом и военные машины.
Советские войска, танки, оружие
также просачивались через эту дырочку и
заполоняли всю южную часть страны.
Обратно через тоннель выехало меньше
танков, чем въехало. Значительно
меньше. Сотни танков и БТРов, множество пушек и
прочей военной техники
было подбито в ходе войны, и брошено навсегда.
Там, по полям и обочинам
дорог, они валяются до сих пор.
Кое-где им нашли и хозяйственное
применение. Корпуса БТРов, наполнив
камнями, превратились в опоры мостов над горными
речками; гильзы от
снарядов укрепляют крыши деревенских домов;
гусеницы танков, положенные
поперек дороги, служат ограничителями скорости
перед афганскими постами
ГАИ... Большинство же танков и БТРов просто стоят
вдоль дороги, по
обочинам, как немые памятники времени, а вокруг
закопаны сотни тысяч мин.
Собирая хворост в горах, сокращая путь по степи
или через горные ущелья,
ковыряясь в обломках металла и в пустых
почему-либо домах, перегоняя стада
на новое место или расчищая новый участок земли
под огород, - многие
афганцы лишаются ног и иных частей тела. Каждый
месяц, согласно
статистике, на минах подрывается около пятисот
человек!
Советские войска ушли, Кабул и южная
часть страны подпала под власть
"партии" талибов, а тоннель Саланг был
взорван. Не целиком, конечно, но
достаточно для того, чтобы ни машины, ни люди не
проникли сквозь него. И,
конечно, все подступы были еще раз заминированы.
С обеих сторон.
Саланг стал естественной преградой и
линией фронта между двумя режимами.
Между Исламским Эмиратом Афганистан (на юге) и
Исламским Государством
Афганистан (на севере). К северу от Саланга можно
было смотреть телевизор,
рисовать картины и слушать музыку; к югу - нельзя.
Местные жители,
конечно, летом могли ходить друг другу в гости, но
только пешком или на
ишаках, зная тропинки между минными полями; а вот
машины (и танки)
проехать тут не могли.
Вскоре талибы все же проникли в
северную часть страны обходными
путями; жители Мазари-Шарифа остались без
телевизоров и были вынуждены
бежать дальше, на северо-восток - или отрастить
длинные бороды. Но
для ремонта тоннеля не было специалистов.
Сразу после исчезновения
"Талибана", специалисты российского МЧС
вылетели
в Афганистан с целью восстановить разрушенный
тоннель. Дорогу
разминировали и расчистили. Поначалу грузы
довозили на машинах до тоннеля,
там протаскивали через завалы в ящиках и мешках
вручную (длина тоннеля 2,7
км) и на другой стороне грузили в местные машины.
В январе 2002 года
завалы были разобраны окончательно, и в первый
день на горной дороге
образовалась огромная пробка... А сейчас - вот уже
несколько месяцев
тоннель работал, но некоторые афганцы до сих пор
не узнали об этом, и
потом спрашивали нас, как нам удалось проехать?
неужели расчистили
тоннель?
И вот я еду наверх, к холодным облакам,
в теплом "Кразе" с умными,
веселыми, жизнерадостными, религиозными
афганцами. Две машины, четыре
водителя; один из них - главный, вероятно, хозяин
груза. Ведем светскую
беседу. Очень медленную, ибо мое знание
фарси-дари ограничено тридцатью
словами.
- Откуда? - Из России. - Где-где?
Таджикистан? Узбекистан? - Россия,
Москва! - Москва? У-у-у! А что борода? - А у вас что
борода? - А мы
мусульмане! - А я тоже мусульманин. - Мусульманин?
У-у-у! Ля иляха илля
Ллаху (Нет бога, кроме Аллаха...)? - ...Мухаммад
расулю Ллаху (и Мухаммад
- пророк Его)! - У-у-у! Аль-хамду ли Ллахи рабби-ль
аля мин...? - это
начало первой суры Корана, водитель проверяет
меня. Я продолжаю: -
...Ар-рахмани-рахим, малики йуми д-дин! - У-у-у
(обрадованно), неужели в Москве есть мусульмане? -
Полно.
Два миллиона. А есть и христиане, их восемь
миллионов. А всего десять миллионов. - Десять
миллионов? И все в Москве? У-у-у-у! А ты здесь? -
Путешествую. Шерхан,
Кундуз, Баглан, Мазари-Шариф, Балх, Пули-Хумри,
потом на Саланг, завтра
Кабул, потом Кандагар, Герат, потом в Иран,
Азербайджан, потом домой,
иншалла. - Иншалла... А у тебя жена есть? - Нет. Я
свободный человек.
Свобода. Азад. - Азад? У-у-у-у-у... - У-у-у-у..., - отвечаю
я.
- А на Саланге холодно, - продолжает
водитель, - а в России холодно? -
Холодно. Как на Саланге. - Как на Саланге? У-у-у-у... -
А в машине
тепло! - Да, в машине тепло... - А машина у вас
русская! - Да, "Краз",
русская машина. А вон "Камаз", русская
машина. Вон едет. - А еще "Волга"
и "Уаз". - А еще "Танк", русская машина.
Вот на обочине стоит. -
У-у-у-у...
Русские машины фирмы "Танк"
попадались, действительно, все чаще. Я даже
вылез из кабины в кузов, чтобы фотографировать
их. Десятки танков!
Повсюду, повсюду, в разной степени сохранности, с
пушками в разные
стороны. Особо часто они встречались около речек
и мостов. Капитальные
бетонные мосты были, конечно, разрушены, но
вместо них действовали
временные однопутные мостики. Вдоль дороги то и
дело лежали белые камни,
покрашенные красной краской. Я уже знал, что так
обозначаются минные поля.
Иногда попадались и большие
обозначения - на старых бетонных плитах, или
на больших валунах, красной краской было
отмечено: LM (Land Mines,
подземные мины), или MF (Mine Field, минное поле). В
каждой деревне
встречались рекламные стены, на которых были
нарисованы разные мины,
гранаты, бомбы и картинки: руками не трогать, в
огонь не бросать, ногой не
наступать, из рогатки не стрелять, камнями по
минам не кидаться, при
обнаружении немедленно сообщить в ближайший
пункт по выявлению мин.
Потребуется несколько десятилетий и
миллиарды долларов, чтобы полностью
очистить от мин Афганистан. Двадцать миллионов
мин хранит афганская земля,
по одной на каждого афганца. Нередко в городе
увидишь одноногого или
безногого человека на протезах - вот они,
последствия войны.
Разминировать все зараз очень сложно и дорого;
сейчас первым делом хотя бы
обнаружить и пометить все минные поля - вот самая
полезная работа,
которую выполняют сейчас в Афганистане
работники международных
гуманитарных организаций. Ведь мины сии - не
местного производства.
Иностранцы завезли эти мины, и если уж не могут
убрать, то пусть хотя бы
отметят места их залегания.
* * *
"Краз" - машина хорошая, но
медленная. К вечеру я успел подмерзнуть и
спустился внутрь кабины, так и не дождавшись
тоннеля. Уже в темноте,
миновав несколько блокпостов, мы-таки въехали в
этот легендарный тоннель.
Сработано на совесть. Большой диаметр и высота -
пройдет самая большая
машина. Вдоль тоннеля идут какие-то шланги, как в
метро, точнее их
обрывки. Сверху тоже свисают обрывки черных
кабелей: вероятно, когда-то
тоннель был освещен. Сейчас единственный
источник света - фары попутных и
встречных машин. Поток довольно большой, и запах
стоит удушливый,
выхлопно-газовый, чувствуется даже сквозь стекло
кабины. И воздух густой,
сырой такой. Да, вспомнил: на въезде в тоннель
красовались две маленькие
картинки: одна - с качком-спортсменом из
импортного журнала, другая -
реклама: пейте "Фанту".
От высоты, тряски и выхлопных газов у
меня разболелась голова. Мы
выбрались из тоннеля, и на первой же стоянке у
первой чайханы я попросился
на свободу. Сказал водителям, что мне хочется
спать, и я очень благодарен
им, но вынужден их покинуть. Водители пытались
меня оставить, но я все же
вышел и пошел к домику-едальне, которая являлась,
по словам водителя,
также и придорожной гостиницей.
"Саланг-хотель"
Я оказался в длинном одноэтажном
здании с низким потолком. Электричества
тут не было, зал освещало несколько керосиновых
ламп. (Для выходов на
улицу и в туалет у хозяина был также и
электрический фонарик на
батарейках, довольно мощный.) В середине зала был
проход, а справа и слева
- возвышения, устланные тонким ковриком, на
которых днем сидят и едят
посетители. Сейчас только два человека совершали
намаз на этих обеденных
столах. В центре зала на полу стоял огромный
самовар, литров на пятьдесят,
труба уходила в крышу; а рядом - шкаф и полочки, на
которых стояло штук
сорок маленьких железных чайников. На стенах
висели, украшая зал, святые
плакаты, состоящие из арабских разноцветных
надписей. Один плакат содержал
99 имен (вернее, свойств) Аллаха, другой - имена
разных пророков, третий
- имена пророка Мухаммеда, его родственников и
сподвижников. Прямо у
порога, на улице, текла холодная речка; рядом
располагался и туалет.
Хозяин заведения, высокий седобородый старик,
подал мне чайник, лепешку и
блюдце с конфетами. Вскоре я завалился спать - на
том же месте, где ужинал.
Дата: 1 августа 2002
/ 10 асада 1381
Наутро харчевня заполнилась людьми.
Афганцы встают рано, особенно
водители: они отправляются в путь еще до
рассвета. Завтраком явился чай,
лепешка и молочно-кислое вещество, афганский
творог. Расплатился за ужин,
завтрак и ночлег (вышло всего пол-доллара),
распрощался и покинул это
высокогорное заведение, находящееся на 3000 метров
выше уровня моря.
О удивление! Мои знакомые водители
"Кразов"! Они, оказывается, никуда не
уехали: решили тоже поспать и заодно починиться.
Приглашали меня
продолжить путь. Я извинился: сегодняшний день я
буду идти пешком.
Идти вниз - одно удовольствие, рюкзак
не тянет назад, а лишь подгоняет
вперед; солце светит, речка шумит, воздух
прохладный и свежий, нет такой
испепеляющей жары, как в Мазаре. Идя пешком, можно
больше увидеть,
сфотографировать, почувствовать, пообщаться,
понюхать запах настоящей
афганской провинции. Водители, до свидания!
Машины, не надейтесь меня
подвезти: сегодня я проявляю самоходные
свойства!..
* * *
Все утро я шел по дороге, ведущей вниз,
вдоль горной реки. Местность была
населена. Почти из любой точки дороги можно было
увидеть хотя бы одно
человеческое жилище. Дома здесь из камня, а не из
глины; причем камни
никак не скреплены, держатся друг за друга под
действием собственной
тяжести. Все дома высоко над дорогой и над рекой,
прилеплены к горе, как
гнезда; встречаются и большие жилища с башнями, в
три этажа и выше. Мой
дом - моя крепость: так, наверняка, помышляют
афганцы, строящие на скалах
свои каменные сооружения. Маленькие деревни
представляют собой, по сути,
один большой дом для большой семьи, с одними
железными воротами и
неведомыми мне комнатами и хозпостройками
внутри.
А вот сама долина реки. Там, где есть
хоть клочок орошаемой земли, - там
фруктовые сады, растут ягоды, напоминающие
шелковицу, яблоки, абрикосы и
прочее. Каналы, отходящие от реки, орошают эти
сады на разных уровнях. А
еще тут есть скотоводы, перегоняющие стада овец
по крутым горам
вверх-вниз. Дети и подростки занимаются сбором
хвороста и колючек на
дрова, они несут за плечами очень большие
вязанки, килограммов по тридцать и
больше. А взрослые, бывает, тащат связки больше
себя самих, так что видишь
издали: куча идет! Глядишь, а под ней человек.
Чтобы не носить вручную воду в свои
жилища, горцы применяют научную
технологию: из окна дома к реке натянут железный
тросик, и вот по нему,
как по воздуху, скользит резиновое ведро, его
спускают на веревке. Оп-с! И
ведро зачерпнуло воду из реки и потихоньку
возвращается в жилище.
В некоторых деревнях есть придорожные
харчевни. Там абрикосы, газировка
(узбекская "Кока-кола", и "Фреска", и
стеклянные бутылки афганского
разлива), чай из большого самовара, мясо и овощи
из скороварки, лепешки.
Все дешево и вкусно. Изредка - военные посты,
солдаты улыбаются, машут
мне рукой, паспорт не проверяют, желают
счастливого пути.
Встречаются дети, причем многие
светлой наружности, похожие на
европейцев. В дальнейшем я повидал много белых
афганцев. Их происхождение
для ученых до сих пор полностью не ясно, но
предполагается, что эти белые
люди и есть настоящие коренные жители Гиндукуша,
прародины арьев, откуда
они и расползлись в Европу и по всему свету. Еще
Марко Поло и все древние
путешественники отмечали существование белых
людей в этих удаленных горах
и ущельях.
Дети-пастушата играют на дудочках. Эти
звуки доносятся издали, и уже
слышно музыку, а источника оной не видно. Потом
видишь и самого парнишку. А
бывает, и не видишь, когда мелодию доносит ветер с
другой стороны реки или
с гор.
Афганские дети веселые, умные и
безвредные. В сельской местности. В
городах их слишком много, они собираются толпой,
превращаются в стадо и
надоедают. Здесь, в горах, народ не так сгущен, как
в городе; встречные
люди улыбаются, здороваются, я тоже здороваюсь:
салам алейкум! - алейкум
ассалам!
Вот навстречу идут трое ребят, несут за
спиной огромные кучи хвороста.
- Привет! - заметили они меня, - а
перекусить не найдется?
У меня как раз оставались еще
узбекские запасы: зуболомные конфеты и изюм,
а из Пули-Хумри - лепешки. С большим удовольствием
(хоть что-то сделать
людям приятное) раздал эти съедобности, и дети,
шурша хворостом и грызя
конфеты на ходу, удалились. Мне же понравилось,
как у меня стрельнули
конфеты: запанибратски, меня уже считают своим!
К середине дня я решил найти себе место
отдыха и переждать жару.
Перебрался через реку вброд - она оказалась по
пояс, перенес рюкзак и
вещи - и оказался в фруктовом саду. Пешеходы,
идущие по дороге, меня уже не
видели, а если бы и увидели, то не распознали бы
мою иностранную сущность.
Я же, в свою очередь, всех наблюдал, лежа под
деревьями. И писал письмо.
Через часок в саду появился дряхлый
старичок с лопатой; вероятно, хозяин
сада. Он был очень стареньким и подслеповатым; во
всяком случае, мое
присутствие в десяти метрах от него оставалось
для него секретом. Решил
показаться. Салам алейкум! Старичок, наверное,
удивился, но виду не
подал. Тоже поздоровался и показал жестом, что
нужно трясти деревья, чтобы
с них падали плоды. Я ответил, что уже открыл эту
методику.
Однако решил не разлеживаться и не
смущать старичка, - собрал вещи и ушел. По другой
стороне реки, где не было дороги, одни сады и
колючки. Иду, большим
рюкзаком сбиваю ягоды с деревьев. Наткнулся на
местных жителей; они
показали мне тропинку и мостик на тот берег, а
рядом с мостом -
обложенный камнями питьевой источник
("чишма" на дари).
И опять я иду, и река течет мне вслед,
гудят проезжающие грузовики, звеня
цепями и колокольчиками на бампере, улыбаются
старики, едущие на ослах по
своим важным делам, приветствуют дети, а солнце
освещает деревни и села,
стада, сады и вершины каменных гор. И я остро
почувствовал, что здесь
где-то моя настоящая родина, здесь я мог родиться
и жить, и собирать
хворост в горах. Но с каким-то смыслом я родился
совсем в другой стране,
ничем не похожей на эту, и все, что связывает ту и
эту страну - так это
бесконечные танки на обочинах дорог и миллионы
мин в земле. В этом,
наверное, какой-то особый смысл, что я и там, и
здесь; чтобы рассказать
что-то людям, рассказать людям правду об этой
удивительной стране, из
которой мы все, возможно, и вышли когда-то, и
рассеялись по планете.
Что мы знаем об Афганистане? Мины,
бомбы, "воины-интернационалисты",
выполнявшие непонятный долг непонятно перед кем,
всемирная ярмарка оружия
и наркотический базар. Помимо наркотиков, войны и
так называемых душманов
ничегошеньки в голове среднего человека не
всплывает при слове
"Афганистан". Живут себе душманы, прыгают по
горам, питаются наркотиками,
а самый главный у них - Бен Ладен, которого все
американцы ищут. Да, еще
были какие-то Будды, которых талибы зачем-то
взорвали. И все? вроде все.
Я отпил чистой горной воды из налитой
только что бутылки и пошел
фотографироваться на очередном танке с флагом
АВП в руках.
Судьба будд
Многие спрашивают меня: побывал ли я в
Бамиане, где находились большие
Будды? Отвечаю всем через книгу. Итак, как как уже
раструбили по всему
миру журналисты, в районе афганского города
Бамиан находились древние и
большие статуи Будды, от 35 до 53 метров высоты.
Правительство талибов
решило, что статуи морально устарели; в 2001 г.
статуи Будды были
уничтожены. После этого все газеты мира сообщили
об этом, а после
свержения талибов американцы выделили (говорят)
кучу миллионов долларов на
починку будд.
И вот теперь все меня спрашивают, ездил
ли я смотреть на то место, где
были эти будды. Нет, не ездил. Во-первых, это
далеко (по тамошним дорогам
дня три туда-обратно нужно трястись); во-вторых,
если будды уничтожены,
смотреть на них неинтересно; в-третьих, в
путеводителе "Lonely Planet"
написано, что будды находились на территории
воинской части (и, вероятно,
отвлекали солдат от строевой подготовки). Так что
не поехал я к буддам и
не жалею об этом. Увидел много другого
интересного.
* * *
Вниз, вниз, вниз, мимо сел и деревень,
садов и каналов, вниз, вниз, вниз.
За день отснял четыре пленки. Почти половина
кадров отсюда - военная
техника, минные поля и другие подарки советских
времен. Часто снимаю себя
с автоспуском: просил горцев снимать меня, но те,
никогда не державшие в
руках камеры, были плохими фотографами. Другие
кадры - афганские
дома-крепости, селения, горы, люди. Отличный день!
Когда настал вечер, я вновь уединился в
чьем-то саду. Как я сегодня не
стоплю машины, также я не стал беспокоить людей и
напрашиваться на ночлег.
Сегодня я свободен и от этого. Внизу - река, сверху
- дорога, рядом -
куча металлолома. Выбрал ровную площадку,
поставил палатку и завалился
спать. Удивительное путешествие по Афганистану
продолжалось.
Дата: 2 августа 2002
/ 11 асада 1381
Наутро я собрал рюкзак, искупался в
холодной реке, выпил воды и
почувствовал голод. Где мои запасы еды, где изюм и
конфеты? Ах да, я же
вчера их подарил. Значит, надо идти дальше, в
первой же деревне будет еда:
лепешки и прочее. Если же деревень не будет,
всегда можно уехать на
попутке.
Как нарочно, деревень на моем берегу
все не было, и я прошел километров
десять, фотографируя пейзажи. Достиг некоего
разрушенного моста, около
которого стояли два танка с дулами в разные
стороны. Сделал снимок,
перешел по временному мосту и повстречался с
местными жителями.
Старики тусовались около танков, смотрели в мою
сторону,
поджидая.
- Чай, чай, - услышал я, подойдя ближе.
Да, это то, что надо!
Возле руин моста и старых танков
стояла большая палатка, вернее - тент.
Столбы были вкопаны в землю, внутри - ковер,
подушки, шкафчик с посудой и
сахаром. Откуда-то несут уже большой сверток с
хлебом; наливают чай из
китайского термоса. Хлеб серый, плотный.
Неторопливо беседуем, как будто
так и надо, и никто не удивляется. Старики не
удивляются тому, что в их
палатку забрел русский парень-путешественник, я
не удивляюсь уже ни
старикам, ни палатке, ни танкам на берегу реки.
Все так и надо, мы как
дома, все мы дома, и все так было, и будет всегда.
После чая, со свежими самоходными
свойствами, я продолжил схождение вниз.
Чувство свободы и счастья - переполняющее. Музыка
пастушеских флейт; звон
цепей на грузовиках; шум реки и ветра.
Возможно, я так и дошел бы до города
Чарикар или дальше, но тут рядом со
мной остановилось желтое такси.
- Эй, мужик! - примерно так (только на
дари) крикнул мне таксист. - До
Чарикара? Десять баксов и полетели!
Я отверг предложение таксиста: желание
ехать у меня еще не возникло. Но
пока таксист меня уговаривал, рядом остановилась
еще одна машина -
микроавтобус с англоговорящим водителем.
Водитель вез обеих своих жен (в
чадрах) и нескольких детей домой в Кабул, из
Кундуза, куда они ездили в
гости.
- Куда идешь? Поехали! Денег не надо! -
обратился ко мне водитель
по-английски.
Здесь так редко услышишь английскую
речь, что я смутился и сел в машину.
Да! Оказалось, по-английски говорит не
только сам водитель, но и дети его,
и жены. Как только прояснилось точно, что я
иностранец, жены начали весело
выглядывать из чадр! То одна, то обе снимали
чадру, задавали всякие
стандартные вопросы и хихикали. Когда вдали
показывалась деревня или
придорожный базар, жены опять залезали в чадры, а
потом опять снимали их.
Вот так оно: при иностранце, видать, можно!
Мальчик лет двенадцати, сын водителя,
не упустил случая отругать минувший
режим:
- Сейчас талибов нет, а при талибах было
очень плохо! Они не разрешали
смотреть телевизор!
- А что еще было плохого при режиме
талибов? - спросил я.
Мальчик замялся: он не знал. Папа
пришел ему на помощь:
- При талибах нужно было носить длинную
бороду! Вот такую, - он показал.
Сейчас у водителя осталась только
маленькая, короткая бородка.
- Ага, значит, телевизор и борода, -
повторил я недостатки режима
талибов, - А какие еще были проблемы?
На этот раз никто не мог ответить: ни
жены, ни дети, ни сам водитель.
В последующем я расспрашивал многих
афганцев о недостатках режима "Талибан",
и все, как один, жаловались на бороды и отсутствие
телевизора. Конечно, я
общался только с интеллигентными горожанами,
противниками "Талибана"; со
сторонниками я не общался, ибо те, как правило, не
говорят на английском
или на русском языках. Но, в общем, можно сделать
вывод: талибов погубили
бороды и запрет на ТВ.
Перед Кабулом горы кончились. Пошли
просторы. Что было на этих просторах?
Развалины. Бесконечные руины, остатки некогда
цветущих селений, обломки
больших глиняных двух- и трех-этажных домов,
каких-то стен и башен;
заросшие поля и канавы, бывшие каналами; красные
камни, указывающие на
мины, и танки, танки, танки... На одном поле я
увидел бесчисленное
множество разбитых танков, возможно, 500. Или это
полигон, или здесь
действительно были серьезные битвы - ни шагу
назад! за столицу, за Кабул!
Минные поля
У читателя возникает резонный вопрос:
опасны ли такие поездки? Можно ли
подорваться на мине? Действительно, афганцы
подрываются. Происходит это
обычно в сельской местности. Собирая хворост и
дрова там, где их еще никто
не собрал; перегоняя стада на новые пастбища; ища
ценные полезные вещи
среди груд подозрительного металлолома, они и
попадают на мины.
В населенных пунктах, на базарах, в
обитаемых домах, на трассах, на полях,
возделываемых и орошаемых, на протоптанных
дорогах мин, разумеется, нет.
Танки, стоящие на обочинах дорог, тоже безопасны.
А вот ходить пешком по
оврагам и горам, где нет следов иных людей,
ковыряться вдали от дорог в
обломках военной техники и кучах старого
металла, заходить в пустые
нежилые дома и их развалины, сходить с шоссе в
необжитых местах, особенно
там, где имеется разметка "мины" (красные
камни, надписи "LM" или "MF") -
не рекомендуется. Имейте голову на плечах, и она
останется при вас, а
также и руки, и ноги.
* * *
Пригороды Кабула, руины, иностранные
машины, бригады саперов с
миноискателями. Интересно, можно ли искать мины
путем биолокации? Ведь
уверяют, что можно найти таким путем воду, нефть,
клады... Мина - тоже
своеобразный клад.
Удивительно, но пяток НОВЫХ танков!
Стоят на дороге, готовы к отправке в
сторону Саланга. Или так просто стоят. Видно, что
действующие.
- Наверное, Хамид Карзай едет сюда, -
предположил сын водителя.
Наличие действующих танков удивило и
его...
Перед нами в сторону Кабула едут
действующие БТРы. Быстро едут. У нас на
спидометре 60, но БТРы - впереди. Хорошие машины.
Потом все же нам
удается обогнать их.
Развалины, руины, минные поля и узкие
проходы в них, размеченные камнями.
Кое-что (мало что) отстраивают заново. А вот стоят
грузовики с
ракетными установками в кузове. Железный
контейнер,
расстрелянный в решето, в сито. Опять саперы.
Белый иностранец, стоя на
подножке медленно едущего джипа, на ходу снимает
все на видеокамеру.
Эти журналисты и тусуются в радиусе
тридцати километров от Кабула, это и
снимают: развалины, танки, саперов, мины, бомбы,
опять развалины... Это и
идет на телеэкраны во всем мире. Мирную жизнь
показывать они не будут -
не за это им платят командировочные и надбавки
"за риск". Кадры мирной
жизни стоят слишком дешево! Горные села,
караваны, продавцы арбузов,
одежды и дров, водители, крестьяне, простые
мирные люди, живущие в целых,
не разбомбленных домах - это не интересно, это не
нужно, это слишком
дешево стоит, этого всюду достаточно. А вот на
развалинах, среди куч
действующего и уже не действующего оружия, в
очагах новых и бывших военных
конфликтов, саперы, руины и танки - это горячо, это
круто, это боевые
кадры, они стоят дорого, их покупают, их
заказывают, они и идут на экраны. А
жаль! Таким образом создается искаженный образ
Афганистана, как будто
здесь сплошная война, мины, бомбы и наркотический
базар.
* * *
Вот мы и въезжаем в столицу.
- Кабул! - с гордостью сообщил водитель.
- В Кабуле живет двадцать
миллионов человек!
Про себя я подумал, что не больше двух
миллионов, но вслух не
сказал. Жены закутались в чадры и замолчали. И вот
пошли дома и лавки,
магазины, мастерские, стройматериалы,
автозапчасти... Столица!
На прощание водитель подарил мне
огромную дыню и высадил меня в центре
Кабула.
Перейти в след. главу.
Вернуться в оглавление
книги "Страна А., или Автостопом по Афганистану"
2002 г.
Другое
творчество Антона Кротова.
Написать
е-mail автору
Написать в "Гостевую
книгу" Академии
вольных путешествий.