СУДАН
География
страны
Полезные адреса и
телефоны
Полезные
ресурсы интернет
Полезно почитать
Судан - самая большая, самая жаркая и
самая дружелюбная страна
Африки. Простираясь на 3000 км с севера на юг и на 1500
км с запада
на восток, Судан покажется путешественнику даже
еще более громадным
благодаря плохим дорогам и суданской
неспешности.
Маршруты наших экспедиций трижды
пересекали Судан: весной 1999 - впервые,
и вновь в 2000 и 2003 годах. Сказочная страна, с
древним укладом жизни, с
людьми, не испорченными цивилизацией! Суданцы -
самые гостеприимные люди
на свете, и если вы поедете в эту страну, то,
вероятно, ни одной ночи вам
не придется провести на улице.
К сожалению, пока не весь Судан открыт
для вольных путешествий. Уже свыше
двадцати лет на юге страны идет затяжная
гражданская война - между
исламским правительством Севера и повстанцами
черного Юга (SPLA - Sudan
Peolple Liberation Army). Сейчас, в 2003 году, дело постепенно
идет к
миру, и иншалла настанет день, когда
путешественники с суданской визой в
паспорте смогут беспрепятственно пересечь всю
страну с севера на юг, от
Вади-Халфы до Джубы, от Египетской до Угандийской
и Заирской границ.
Пока же (на ноябрь 2003 года) ездить
разрешено не южнее г.Кости.
Подробное описание нашего первого
путешествия в Судан см.в
книгах.
* ПОЛУЧЕНИЕ ВИЗЫ
Характер суданского народа, не
сверяющего свою жизнь с часами, замедляет
всяческие процессы, в том числе и получение виз.
Все суданские посольства
в мире способны на выдачу туристских виз, но для
этого они должны получить
указание относительно вас из Хартума. Сколько
времени займет ожидание визы
- предсказать невозможно; но, как правило, это от
двух до шести недель.
Поэтому получать визу Судана по ходу путешествия
нерационально; сделайте
ее дома!
В СНГ есть только одно суданское
посольство, находится оно в Москве.
Недавно оно ПЕРЕЕХАЛО с Поварской ул. на
Успенский переулок; проезд до
метро "Тверская"; тел.299-54-61. Приходить в
будние дни с 10 до 12 часов.
Вам дадут анкету, вы ее заполните, и
ваша анкета с фотографиями
направляется в Хартум. Через 2-4 недели вы можете
начинать позванивать или
прихаживать в посольтво. В большинстве случаев
хартумские власти пришлют
когда-либо положительный ответ; вы заплатите 29
долларов или эквивалент в
рублях и получите вожделенную наклейку в
паспорте.
Срок годности такой визы обыкновенно 2
месяца; в Судане можно находиться
месяц.
Говорят, что несколько быстрее и
дороже порождается суданская виза в
других странах, в Европе и в Африке. Нам
встречались многие европейцы,
получавшие визы так. Им требовалось 5-7-10 дней,
45-50-60 долларов и
рекомендательное письмо от родного посольства.
Однако рассчитывать на
успех получения визы "вне дома" не стоит: это
может занять чрезвычайно
долгое время без всякой гарантии успеха!
Просрочившие месячную визу могут быть
наказаны штрафом при выезде из
страны (аналог иорданской departure tax) - $12. В
последнее время на
выезде из Судана стали собирать деньги со всех:
кого просто "за выезд",
кого за отсутствие регистрации ($17). Отказаться от
уплаты можно, но
трудно.
Продление визы возможно в любом
крупном городе, но затруднительно из-за
неторопливости местных полицейских и
чиновников.
* ПОПАДАНИЕ
<Самолеты>. Прямых рейсов
из Москвы нет. Но, например авиакомпания
Emirates летает в Хартум за $800 с одной пересадкой. Из
Хартума в Москву
(один конец) через Каир можно улететь примерно за
$450.
Также есть рейсы из Хартума в Кению,
Чад. Недавно появились самолеты в
Эфиопию, билет туда-обратно (спецпредложение)
всего $250. В одну сторону
примерно столько же.
<НАЗЕМНОЕ ПОПАДАНИЕ.>
<Из Египта> возможно
только путешествие по водам. Еженедельно ходит
паром Асуан-Вади-Халфа (цена: в Судан $20, в Египет
$15). Было время,
что отменили и его, но тогда ввели морской паром
Суэц-Порт-Судан (около
$100). Дорога вдоль берега, через Халайб, закрыта
для иностранцев. В
спорный участок не пускают ни с египетской, ни с
суданской стороны. На
своей машине проехать в Судан вдоль Нила НЕЛЬЗЯ:
вас арестуют египетские
менты, отнимут машину, оштрафуют и посадят в
тюрьму. Хотя физически дорога
там существует (по западному берегу Нила).
Интересно, что из Судана в Египет
"своим ходом" регулярно
перегоняют стада верблюдов. Можно ли,
пристроившись к ним, пересечь
сухопутно суданско-египетскую границу,
неизвестно. Скорее всего, это
также запрещено.
<Граница с Эритреей>
официально закрыта, иногда ведутся боевые
действия. Дипломатических отношений нет. Но если
у вас уже есть виза
Эритреи, сделанная заранее - возможно, вас и
пропустят.
<Граница с Эфиопией> (переход
Гуллабад-Метема) официально
открыта с 1 января 2000 г. Шестеро представителей
АВП (А.Кротов, С.Лекай,
О.Сенов, Г.Кубатьян, Г.Лапшин, Ю.Генералов) впервые
в истории российской
науки перешли эту границу 18 сентября 2000 г. Тогда
это была очень плохая
дорога; сейчас ее превратили в настоящий автобан
(грунтовый) с регулярным
ежедневным движением грузовиков как с суданской,
так и с эфиопской
стороны. Проезд автомашин по этой трассе платный,
в зависимости от веса и
дальности машины - с вас могут содрать от $3 до $90. С
людей тоже
пытаются содрать деньги на выезде
("регистрация" - $17, если вы не
зарегистрировались раньше).
<Граница с Чадом> открыта.
Трое французов, встреченных нами в
Порт-Судане в 1999 г., проехали на джипе через Ливию,
Нигер, Чад,
Судан по этой дороге. Они наблюдали большой поток
грузовиков (порядка
10 в день!), идущих в Чад и из него. Однако,
беспорядки и повстанцы
возможны в районе Эль-Фашейра, соответственно и
проблемы с полицией.
<Граница с Ливией> открыта для
местных жителей. Существует даже
автобус из Ливии в Хартум (мы его видели в
Донголе). Проезд иностранцев,
вероятно, запрещен.
<Граница с
Центрально-Африканской республикой>
открыта, но дорога из
Ньялы на Бирао очень плоха, судя по сообщению
путеводителя "Lonely
Planet". Ожидание машины на Бирао и поездка на ней
может длиться
неделями. Особенно грустно там в сезон дождей.
Еще и повстанцы в Западном
Судане, а южнее Бирао еще и южные повстанцы.
<Границы с Заиром, Угандой,
Кенией> находятся в зоне действия
южных повстанцев, и о них пока ничего хорошего не
известно.
<В Саудовскую Аравию> (порт
Джидда) ходят паромы из Порт-Судана
и Суакина весьма регулярно, особенно в
паломническое время. Можно
наблюдать в среднем один паром в день; дешевый
билет стоит менее $50.
* РЕГИСТРАЦИЯ
Инострацу, въезжающему в Судан,
сообщают о порядках в стране, которые
были установлены еще в 1989 году, когда иностранцам
в Судане приходилось
совсем не сладко. Как только приехали куда-нибудь
(например, в Вади-Халфу),
нужно зарегистрироваться в полиции (в течение 3-х
суток). Если хотите
куда-нибудь поехать, нужно получить специальное
разрешение (пермит),
который могут смотреть и проверять на дорогах.
Как приехали в другой
город, там надо опять зарегистрироваться, но уже
в течение 24 часов.
Чтобы опять куда поехать, вроде бы опять нужен
пермит, и т.д..
Все эти регистрационные услуги
платные, в каждом городе по-своему.
Регистрация+пермит потребуют у вас 0-10-20 долларов
денег в местной
валюте, две фотографии и терпение.
Регистрационный штамп поставят вам в
паспорт. Бывает это и наклейка. Если вам нужно
куда-то ехать, вы получите
на руки большую бумагу такого содержания:
такому-то (ФИО, фото, данные
паспорта...) разрешено ехать по маршруту
такому-то. Регистрация в Хартуме
стоит $20, пермит бесплатен; въезжающих с
эфиопской стороны очень
стараются зарегистрировать сразу на въезде ($17),
пермит также бесплатно
прилагается.
Нужен ли сей пермит? В центральном
Судане, действительно, иногда просят
показать его (это называется "листа"). Но
обычно любая бумага с вашей
фотографией, текстом на не-арабском языке и
печатью сойдет за пермит (а
также за билет в поезде и т.п.). Мы неоднократно
достигали успеха,
показывая свои дорожные грамоты, и только
однажды, в прифронтовом городе
Кассала, дорожные полицейские не
удовлетворились этим (но потом мудрецов
все равно отпустили). Вас могут записать в
какую-то тетрадь, не бойтесь.
Однако, южнее Кости отсутствие
регистрации и пермита может быть причиной к
вашему аресту. Вероятно, пермиты на Юг сейчас не
выдаются. Также вас могут
постараться зарегистрировать на выезде из
страны и содрать деньги хоть
напоследок. Знайте это.
* КЛИМАТ
Судан - жаркая страна. Северная
половина оной находится в зоне
величайшей пустыни мира, Сахары. В теплое время
года (май-август)
полуденные температуры в тени часто превышают +40,
а порой и +45.
Зимой днем в Судане тоже жарко (около
+30), но ночью бывает прохладно
(до +15 в студеные январские ночи). Но, в любом
случае, от холода
не погибнете.
На севере Судана в течение многих лет
не выпадает ни капли дождя.
Единственным источником вод, для питья и
орошения, является река Нил.
В средней части страны, начиная от г.Корти на
изгибе Нила, летом уже
возможны по ночам легкие туманные покапывания.
Южная же часть страны,
близ Эфиопии и Заира, увлажняется весьма неплохо,
там даже болота
есть. И повстанцы.
В районах пустыни бывают
пыльно-песчаные бури, когда налетевший ветер
поднимает в воздух тонны мелких песчинок. Они
набиваются в нос, глаза,
рюкзак, одежду, жилища и т.д.. Сильно снижается
видимость и ухудшается
автостоп - машину за пять метров не видно и не
слышно. Такая буря
может длиться несколько часов. Самое лучше -
напроситься к кому-нибудь
в дом, или завернуть лицо тряпкой и переждать.
Во всей южной половине Судана в мокрый
сезон распространена малярия.
И "питьевая вода" в Судане отнюдь не всегда
является таковой.
Пейте таблетки от малярии, а воду
обеззараживайте, хотя полностью
обезопаситься невозможно.
* ДЕНЬГИ. ЦЕНЫ
В наименованиях суданских денег
содержится небольшая путаница. В
тех населенных пунктах, где пользуются деньгами,
вы встретите банкноты
в 10, 50, 100, 1000 динаров и монеты в 5, 10 и 20 динаров. Но
на практике
никто не исчисляет стоимость товара в динарах,
все называют цену в
фунтах (1 фунт = 1/10 динара). Само слово "фунт"
("pound")
редко знают, и именуют деньги "гинеями".
Запомните, что синяя бумажка 50 динаров
= 500 фунтов = "Хамсамиа
Гинэй", коричневая 100 динаров = 1000 фунтов =
"Альф Гинэй".
Обмен валюты осуществить непросто, так
как люди имеют весьма туманное
представление о том, что такое доллар и зачем он
нужен. К счастью,
в крупных городах имеются банки, где за один
доллар дают 260 динаров
(2600 фунтов). Курс не менялся уже лет пять. На 1
октября 2003 года,
Обменный курс = 1 US$ = 262 суд.динара = 2620
суд.фунтов (гиней).
Обменный курс = "Альф гиней" (100
динаров) = 12 руб.
Лучше всего обменять деньги можно в
Хартуме или Порт-Судане.
В Вади-Халфе и в Асуане недавно появились
бродячие менялы денег,
приуроченные к парому. Они дают 2500 - пользуйтесь.
Кредитные карточки в Судане
бесполезны. Системы "Western Union" и
"MoneyGram" в Судане не работают.
Судан - не дешевая страна. Здесь, кроме
еды и кроватей, почти ничего не
производят. Лепешка хлеба стоит 100 фунтов (весит
около 100 грамм). Кило
бананов - 1000 и до 2000 фунтов. Столько же стоит
тарелка фуля
(перетертой фасоли) с маслом, сыром и двумя
лепешками. Кило сахара -
2500. Минута телефонного разговора с Москвой
обойдется в 6000 фунтов.
Арбуз стоит от 0 или 500 до 1000 фунтов и более, в
зависимости от сезона,
от величины арбуза и от намерений продавца.
Юг фруктово дешев.
Однако, в Судане можно прожить и
совершенно без денег. Суданцы гостеприимны
и норовят зазвать вас в гости и накормить. Если вы
попросте на базаре
банан, манго, хлеб или арбуз, вам вряд ли откажут в
просьбе. Если
вы как-либо утратите деньги, вам будут дарить их.
Труднее получить
питание в Хартуме; в соседнем Омдурмане уже
проще; проще всего -
в отдаленных, окраинных городах.
* ДОРОГИ. АВТОСТОП
Судан, крупнейшее государство Африки,
до недавних пор имел только 2000 км.
асфальтированых дорог, а все прочие - направления
в пустыне. Колеи в
песке ведут в разных направлениях, пересекаются,
опять расходятся, и найти
истинный путь, по которому иногда ходят машины,
бывает непросто.
В последние годы в стране ведется
активное дорожное строительство, и
асфальтовых дорог стало значительно больше - их
перечень см.ниже.
Транспорта в Судане немного, но
подвозят здесь очень душевно и хорошо.
Особенно в глухих местах, куда асфальт еще не
добрался. На суданских
дорогах чаще всего вам попадутся транспорты
следующих видов:
<Лорри> - большие
грузовики, кузов набит вещами и народом. Средняя
скорость по пустыне 20 км/час. Водитель ожидает
оплаты; не забудьте
предупредить его:
- Салям алейкум! Мумкен ат-тарик бедуни
фулюс?
Езда в лорри не очень комфортабельна -
жара, пыль, песок, вас
в кузове бросает из стороны в сторону... Но выбор
невелик. В одном кузове
может ехать до 60 человек. Лорри представляют
собой вид общественного
транспорта в глухих местах.
<Цивильные грузовики> и
бензовозы, везущие ОДНОРОДНЫЙ груз, в отличие
от лорри не просят денег и перевозят
автостопщиков в кабине, а не в
кузове. Быстры и очень комфортабельны. Водятся на
асфальтовых дорогах.
<Суданские автобусы>
бывают нескольких подвидов. Одни, самые дешевые,
представляют собой крытые лорри с сиденьями
внутри. В окна летит песок;
на ухабах пассажиры бьются головой о железный
потолок автобуса. Скорость
20 км/час (вне асфальта). Бесплатный проезд, по
согласованию с водителем,
возможен. В глухих местах (где нет асфальта) можно
ехать и на крыше такого
автобуса
В больших городах и на асфальтовых
дорогах в последние годы появились
более комфортабельные мягкие автобусы. Стоят они
чуть дороже. На крыше
оных никто не ездит. Они быстрые - до 70 км/час,
останавливаются на обед
и ужин в столовых, основной маршрут таких
VIP-автобусов -
Хартум-Кассала-Порт-Судан.
<Toyota-Hilux>, именуемая также
"бокаси" - легковушка с кузовом,
способная ехать быстро по любому песку.
Перевозит до 12 человек и более, а
также грузы. Средняя скорость около 50 км/час по
пустыне. Предупредите
водителя об оплате или отсутствии ее.
Есть и "маршрутки" на базе Hilux,
крытые и с сиденьями в кузове.
Быстрый (и зачастую платный) способ передвижения.
Бесплатный проезд,
по согласованию с водителем, возможен.
В окрестностях Хартума, да и повсюду в
стране, появились <цивильные
джипы>. Дорогие иномарки принадлежащие
новым суданцам, могут не иметь
кузова. Охотно, бесплатно, и очень быстро
подвозят иностранцев.
<Ослы и телеги> развивают
скорость 5-8 км/час, следуют на малые
расстояния и для дальних путешествий непригодны.
Суданские платные транспорты
скапливаются обычно на толкучке, которая
называется "Сук шаби". На толкучке стоят
грузовики с мешками, ждущие
платных попутчиков; оттуда отправляются
"маршрутки"; туда заезжают
автобусы. Также там имеются харчевни для лиц,
занятых ожиданием машин. Все
города и крупные села имеют толкучку, а столичная
агломерация - даже
несколько.
Но мудрец не посещает толкучку, чтобы
не смешиваться с платным людом;
запасшись водой, он пребывает на трассе (или на
том направлении в
пустыне, кое ему кажется трассой) и ожидает
машину, уже полную людьми
и деньгами. Туда-то и пристраивается.
Путешествия по Судану автостопом в
одиночку, в паре, тройке и т.д.
примерно равно небыстры. Мы имели опыт долгого
путешествия по Судану
втроем, впятером и даже вшестером. Однако
мудрец-одиночка почти никогда
не обретет проблем с деньгопросами, его будут
подбирать все, а в гостях
ему будет доставаться изрядное количество еды.
Пятерых или шестерых
суданцы тоже прокормят, но не надо слишком
наглеть и объедать один
дом толпой голодных автостопщиков.
ОСНОВНЫЕ ТРАССЫ. Приобретя
карту региона, посмотрите в условные
обозначения, где некоторые трассы Судана
обозначены чуть ли не как
автобаны. Не верьте сему. Ниже приведено описание
суданских автодорог.
1. Вади-Халфа - Акаша - Абри - Карма -
Донгола, 400 км, на легковой
машине 1 день, на грузовике два дня. Дорога (колеи
в песке) идет по
правому берегу Нила. Паромы (для людей
бесплатные) имеются в Карме и
Донголе; также есть лодки-переправы почти в
каждом городке. Самый плохой
участок - Вади-Халфа-Акаша, 115 км пустыни между
двумя деревнями и поток
невелик. Лорри в большинстве деногопросы. Машины
на том участке
приурочены к поезду Хартум-Вади-Халфа, и поток
появляется два дня в
неделю: в воскресенье на север, в среду на юг. От
Абри и далее
появляется локальные машины между деревнями.
Основной пункт на трассе -
Абри, где ночуют и сменяются грузовики. И еще
Карма.
2. Донгола - Дебба - Омдурман, 550 км,
до Деббы вдоль Нила (левый
берег), затем напрямую через пустыню. <Активно
строится асфальт!> Уже
осталось всего 150 км без асфальта (под Донголой).
Возможно проехать на
автобусе или джипе за 1 длинный день. Дорога
приводит вас на омдурманскую
толкучку.
3. Донгола - Карима, около 170 км,
дорога через пустыню, размечена
столбиками, чтобы не заблудиться. Поток не
выявлен; говорят, в некоторые
дни до нескольких машин в день.
4. Донгола - Дебба - Корти - Мерове -
паром на Кариму,
вдоль Нила, с южной стороны оного. Неплохая
дорога, сейчас начинают
асфальтировать, вообще быстро будет. Проехать за
день - возможно.
5. Карима - Атбара, 283 км через
пустыню. Говорят, поток в несколько
машин в день. Но увидать их не удалось.
6. Хартум северный - Атбара, 312 км,
асфальт, есть хороший поток.
7. Атбара - Вади-Халфа через
пустыню вдоль ж.д. Имеется автобус ($10) во
вторник вечером из Вади Халфы.
8. Атбара - Мусмар - Хайя, 300 км
пустыни вдоль ж.д.. До
Мусмара (200 км) поток машин не выявлен. От Мусмара
до Хайи (100
км) поток небольшой. Хорошо, что ж.д. оживлена
(один-два пассажирских
в неделю и товарняки), можно уехать на поезде.
9. Хартум - Вад-Медани - Гедареф -
Кассала - Хайя - Порт-Судан, 1191
км, главная магистраль страны, всюду асфальт,
есть машины и цивильные
автобусы.
10. Хартум - Кости - Эль-Обейд -
Эль-Фашер - Эль-Женейна, 1628 км, -
основная магистраль, ведущая в соседний Чад.
Поток машин, по слухам,
велик: до 10 грузовиков в сутки пересекают границу
Чада. Близ Хартума -
асфальт, говорят он протянулся дальше Эль-Обейда.
11. Гедареф - Дока - Гуллабад, 155 км,
трасса, ведущая к эфиопской
границе. Хорошая грунтовка, проходимая за 1 день
на грузовике (2003 год).
АВТОСТОП В ГОРОДАХ. В Судане
совершенно изумительный автостоп
в городах. Так как города одноэтажные, они велики
по площади. Водители
в Хартуме и Порт-Судане до сих пор не придумали
такую глупость, как
«плата за проезд». Попробуйте - это просто
замечательно.
* ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Узкоколейная архаическая железная
дорога, состроенная англичанами
в Судане еще 100 лет назад, кое-где действует и
поныне. Науке известно
четыре пассажирских поезда, совершающих
еженедельные хождения в стране
сей.
1. Хартум - Атбара - Вади-Халфа и
обратно. На север отправляется утром в
понедельник; прибытие во вторник днем или
вечером. В среду утром
отправление из В.-Халфы и в четверг возвращение в
Хартум. Столичный
вокзал расположен в Северном Хартуме!
2. Хартум - Атбара - Карима и
обратно. Раз в две недели.
3. Хартум - Атбара - Хайя - Порт-Судан
и обратно. Один
или два раза в неделю. Участок гор Хайя-Порт-Судан
проходится
за 12 часов (200 км). Быстрее их преодолеть на
автотранспорте, которого
здесь много.
Помимо пассажирского поезда,
именуемого "сьюпер", тут ходят
и товарняки (до нескольких в сутки). Проезд в
товарняке, в принципе,
дозволяется, если в ближайшие сутки не будет
"сьюпера". Последним
вагоном товарняка едет теплушка с охраной;
знайте это.
4. Хартум - Эль-Обейд - Ньяла, ходит
раз в неделю. Мудрецами не испытан.
Проезд в поезде возможен как внутри
вагона (контроль существует, но
добродушен), так и на крыше поезда, где на каждом
вагоне может разместиться
немало народу. Одна проблема: крыши вагонов
покаты и можно скатиться. Лучше
использовать более плоские крыши товарных
вагонов, порой прицепляемые
к "сьюперу".
Мы (А.Петров и А.Кротов), возвращаясь из
Судана домой в
1999 году, сели в Атбаре на поезд в сторону
Вади-Халфы. Ранее мы узнали,
что начальника станции Атбара зовут Сыр Бабыкер,
и даже поговорили
с ним, но никакого определенного ответа (в части
проезда без билета)
он нам не дал. Когда появились контролеры, мы
показали им "дорожную
грамоту" на английском языке. "А где
билет?" - дивились
они. - "Сыр Бабыкер калям: мумкен" (сказал:
можно), -
отвечали мы, и контролеры, удовлетворившись,
перешли к изучению других
пассажиров.
* ЯЗЫКИ
Арабский язык является официальным.
Арабский разговорник см. отдельно
в конце книги.
Помимо арабского, в Судане
распространено более 100 языков и диалектов.
Но большинство языковых проблем возникнет лишь
на юге страны. А в
северной части лишь одно большое нац.меньшинство
- нубийцы. Большинство
нубийцев знает как свой, так и арабский язык.
Английским владеет небольшой процент
образованного люда, может быть
5%. Большая часть их живет в городах. Также кое-кто
знает русский
язык. Это очень немногочисленные люди, в основном
врачи, учившиеся
когда-то у нас. Но эти люди могут особо помочь вам,
воспоминая великую
Россию.
* ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
В Судане официально запрещено
фотографировать. Правда, можно купить в
Хартуме фото-пермит, но он дорогой и делается,
по-моему, неделю времени (с
суданской неторопливостью!) Поэтому снимайте без
пермита, но осторожно. В
деревнях проблем не будет; в городах избегайте
снимать воинские части,
полицейские участки, мосты, ж.д.станции, посты
ГАИ, государственные
учреждения и все, что ассоциируется с гос.властью
и военными. Грузовики с
вооруженными солдатами (хотя бы одним) также не
рекомендуется снимать. Вас
могут обвинить в шпионаже, задержать,
конфисковать пленку или даже камеру.
Проявка пленок в Хартуме дорога ($1.2) и
низкокачественна. Лучше не
проявлять и не печатать тут свои пленки. Нам три
заляпали, две засветили.
* НОЧЛЕГ
Лучшее время начинать искать ночлег -
вечер, примерно за полчаса
до захода солнца. Если даже вас никто не
пригласил, выйдите на окраину
города, где стоят маленькие одноэтажные дома.
Выберите дом: в богатом
городе - попроще, в деревне - побогаче;
постучитесь, и, когда
к вам выйдет хозяин или другое взрослое лицо
мужского пола, попроситесь
ночевать.
Суданцы очень гостеприимны, и не
позволят вам ночевать на улице. Скорее
всего, вас примут сразу. Но если человек
смущается, делает вид, что
не понимает, объясните ему жестами. Если пытается
отговорить вас,
послать в «фундук» (гостиницу), извинитесь и
ищите следующего.
Повсеместно можно переночевать в
мечети. Если даже вы христианин, а не
мусульманин - никто вас не прогонит. Однако
имейте ввиду, что перед
рассветом, часов в 5 утра, начинается утренняя
молитва. Время молитвы
определяется по громким крикам муэдзина.
Чтобы удобнее было доспать после
молитвы, лучше устроиться не внутри, а во
дворе мечети.
В центре столицы имеется несколько
гостиниц. Обычные гостиницы стоят $2 с
человека, снабжены вентилятором, удобства на
этаже. Есть гостиницы с
кондиционером, они раз в десять дороже. В
гостиницах есть неудобство -
вас постараются зарегистрировать!
Помимо гостиниц, в столице много
новостроек, настоящий строительный бум.
Можно забраться в строящийся небоскреб и спать
там. Многие суданцы,
приехав в столицу, так и делают.
* СТОЛИЦА
<ХАРТУМ>, столица Судана,
основан англичанами в XIX веке на слиянии
Белого и Голубого Нила. Самый богатый и большой
среди суданских городов.
Самые дешевые соки, пепси-колы, мороженое и
Интернет можно найти именно
здесь.
Посольство России в Судане: Khartoum, New
Extention, street 5,
tel.47-1042. Как найти: от центра города идете на юг, до
пересечения с
железной дорогой. Там стопите машину далее на юг
и спрашиваете New
Extention (по-арабски "Аль Амарат"), а там улицу
номер пять и русское
посольство ("Шарья хамса, сафара русие").
Если улицу 5 не знанют, пусть везут на
Шарья Хамсташ (15-ю улицу). Там
рядом. 15-я улица известна всем большими
новостройками, супермаркетами,
есть даже книжный магазин, где продают книги про
Судан на английском
язхыке, географические карты за $15 фирмы
"Мишеллин" и даже карты Хартума
($5).
Выезд на юго-восток, на Вад-Медани - Africa
Street.
На северной набережной Нила находятся:
Главпочтамт (письмо $0.8),
президентский дворец, Хартумский университет с
кучей Интернета неподалеку
и с кафедрой русского языка.
Ж.д. вокзал на юге центра города не
рождает поездов: главная ж.д.станция
- в Северном Хартуме.
<ОМДУРМАН>, город-спутник Хартума,
огромный африканский город с
населением порядка миллиона человек. Есть
мусульманский монастырь, где
можно увидеть поющих дервишей, пообщаться на
религиозные темы, поесть и
переночевать. Очень необычный дух внутри сей
обители, посетите его.
Официально он вроде бы называется El-Sheik Hamad El-Neel
Tomb. Есть также
дом-музей халифа Махди, где за 500 фунтов вам все
покажут и расскажут (на
арабском языке, разумеется, но очень понятно).
Также имеется Сук шаби для
граждан, желающих цивильно уехать в Деббу или
Донголу. А еще есть базары,
сладости, фруктности, и все такое вкусное!
Ночлег возможен в мечетях.
* ПО СТРАНЕ
АТБАРА, крупнейший ж.д. узел, вкусный
базар, арбузы, бананы,
добрые люди, переговорный пункт (1 минута с
Москвой - $2.5). Начальника
ж.д.станции зовут Сыр Бабикер.
ВАДИ-ХАЛФА, ворота страны, ж.д. вокзал (1
поезд в неделю до
Хартума), порт (1 пароход в неделю до Асуана),
аэропорт (1 самолет
в неделю до Хартума); машины - иногда (бывают
деньгопросы). Дешевые
фрукты.
<ДОНГОЛА>. Город пальмовых садов и
вкусных фруктов. Паром через
Нил (бесплатный). Трасса на Кариму (машины не
выявлены). Аэропорт
к западу от города, куда ведет асфальтовая
дорога. От нее на юг
ответвляется новая асфальтовая дорога на Хартум
(в 2003 году была почти
готова). Каждый день и вечер куча автобусов до
столицы, не меньше десяти в
сутки; проезд стоит 20-30 тыс.гиней ($8-12), по
договоренности.
<КАРИМА>, город на Ниле. Попадание:
из города на противоположном
берегу, Мерове (не путать с Мероэ), через Нил ходит
паром. В Кариме
и вокруг нее - древние пирамиды (типа египетских,
но маленькие),
древние развалины и манговые сады. Осторожно -
излишнее употребление
манго вредит вашему здоровью!
<МЕРОЭ>, между Хартумом и Атбарой,
здесь находятся многочисленные
древние пирамиды.
<ЭЛЬ-ОБЕЙД>, древний город, бывший
столицей каких-то африканских
царств. Помимо мечетей, содержит большой
христианский собор, самый
большой в Северной Африке! До Хартума -
асфальтовая дорога и даже
автобусы.
<ПОРТ-СУДАН>, второй по величине
город Судана, морской порт,
построенный англичанами лет сто назад вместо
старого порта - Суакина
(которым стало невозможно пользоваться из-за
наросших кораллов). От
Хартума можно доехать по трассе через Кассалу
(красивый маршрут, но
проходит через неспокойный приграничный район)
или через Атбару, далее
по ж.д.. На участке Атбара-Хайя-Порт-Судан ходит
много товарняков, коими
можно пользоваться, и один-два пассажирских в
неделю.
Сам город необычной для Судана
"европейской" застройки (старые,
облупленные двухэтажные дома). Два порта -
сухогрузный северный
(шамаль мина) и южный контейнерный (жануб мина),
где стоит огромный
элеватор, построенный советскими специалистами
в 1950-х гг, легко
достижимы ситистопом, огорожены и охраняются.
Для хождения по портам
нужно получить пропуск в припортовом отделении
полиции (у северного
порта), это можно сделать в любой день, включая
пятницу. Ходить по
порту разрешено до 17.00.
В среднем за сутки приходит 1 пароход в
каждый из портов; сухогрузы
стоят несколько дней, контейнеровозы - несколько
часов. Самое
популярное направление - Джидда (в Саудии), туда
направляется
половина судов. Также можно узреть суда, идущие в
Суэц, Акабу, Эритрею,
Европу. Возможность уплытия покрыта мраком, нам
за неделю сидения
в Порт-Судане прийти к счастью не удалось.
Также в городе есть: русскоговорящие
врачи; базар с беспроблемным
получением продуктов за деньги и без; телефон
(минута с Хартумом $0.4,
с Москвой $2.5). Не видно обилия частных домов для
вписки и садов
(единственный город в Судане, где трудно найти
частные одноэтажные
дома!)
<СУАКИН>, на расстоянии часа езды на
юг от Порт-Судана, на берегу
моря. Этот город был портом в древности. Сейчас
там - много развалин
и теплое море для редких любителей плавания.
Асфальтовая супер-трасса
в Порт-Судан и Хайю, круглосуточная!
<ЮЖНЫЙ СУДАН>. Попадание в Южный
Судан возможно пароходами из города
Кости. До города Малакаль может быть примерно
неделя пути, до Джубы -
еще порядка двух недель, а то и дольше. Еще нужно
ждать эти пароходы, возможно
недельное ожидание. Главное, что для путешествия
на Юг официально
нужна регистрация и пермит (разрешение), а без них
вы будете арестованы
сразу по прибытию в порт назначения. Самым южным
пунктом, куда добирались
люди, является г.Малакаль; его достигла
самоходная женщина Нотка в октябре
2003 г., и тотчас была арестована. Лучше постараться
сделать заранее пермит.
На территории Юга, подконтрольные
повстанцам, можно
было проникнуть со стороны Уганды. Визы для этого
не требовалось, а только
бумага от представителей повстанцев в Уганде.
Вероятно, что с подписанием
мира можно будет ездить свободно по всему Судану,
имея лишь суданскую визу
и пермит.
* ДРУГИЕ ВИЗЫ
Все посольства и консульства
расположены в Хартуме, преимущественно
в южной его части.
<Виза Египта> получабельна
здесь примерно за $15. При въезде в
страну она не всегда выдается!
<Виза Йемена>, действительная в
течение месяца, стоит $20, нужно
рекомендательное письмо с указанием цели
поездки (туризм). Выдается
на следующий день после подачи документов.
Посольство находится близ
российского, в районе New Extention (по-арабски
Аль-Амарат).
<Виза Эфиопии> стоит $42.
Посольство работает почти каждый день,
виза выдается через двое суток (можно попросить в
этот же день), требуется
рекомендательное письмо.
<Виза Ирана> (транзитная на 24 часа)
стоит астрономических денег,
делается не один день и малополезна.
<Виза Ирака> стоила в 1999 году $4,
но пытавшийся ее получить
В.Шарлаев не достиг успеха в сем. В 2003 году Ирак
стал бесплатным.
<Виза Чада> за $40 доступна всем
желающим.
<Виза Нигера>, к счастью,
выдается тоже всем желающим. Стоит $50
на человека, но встреченные мною в Хартуме
иностранные туристы уговорили
сих посольщиков уполовинить цену.
<Посольства Эритреи> в Хартуме
нет, хотя говорят что оно появилось в
Khartoum Two, чуть южнее ж.д.вокзала. Попробуйте.
Граница, говорят,
закрыта, хотя... В Африке все меняется. Пробуйте!
Авт.: Антон Кротов, 2003 г. © АВП
ПОЛЕЗНЫЕ
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ
Посольство в Москве
Успенский пер., 9
тел. секретаря г. Посла: 290-33-13
Консульский отдел: Тел. 290-37-32
Бюро по вопросам культуры: 290-37-32
Факс: 290-39-85
Телекс: 413448 SUDAN SU
e-mail:sudmos@cityline.ru
Посольство РФ в Хартуме
P.O. Box 1161, B1.A.10, Street 5, New-Extension, Khartoum, the Republic of Sudan
т. (8-10- 249-11) 47-1042, ф. (8-10- 249-11) 47-1239
rfsudan@hotmail.com
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
ИНТЕРНЕТ:
Добавить
свой ресурс.
РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ :
AFRICA на сервере Lonely Planet World Guide (на английском языке)
Судан на сервере
TRAVEL.RU в разделе "Архив
Путешественника"
А. КРОТОВ "ЭТО ТЫ,
АФРИКА!" 1999 г. , (zip-90 кб.), глава СУДАН
А. КРОТОВ © "200 дней на юг, или неоконченная
кругосветка" 2002 г. (zip-архив 320 КБ),
глава СУДАН
Г. ЛАПШИН © "АВТОСТОПОМ ЧЕРЕЗ
АФРИКУ. От реки Волги до реки Оранжевой"
2001 г. Глава 12-я, Глава 13-я, Глава 14-я, Глава 15-я, Глава 16-я.
К. ШУЛОВ ©
Рассказ о поездке АВП в Судан 1999 г. Часть 1-я и часть 2-я.
"Свой и чужой."
Реальная история с продолжением, в которой
изменены некоторые имена и скрыты
малосущественные факты.
(с) koztya_42, Москва, 2003 г.
E-mail
администратору сайта. Список
всех стран мира - здесь.
Вы
находитесь на сайте "Африка для
всех!" (www.africa.travel.ru)
- иформационный ресурс
для самостоятельных путешественников по южным
странам.
(Академия Вольных
Путешествий, Москва. 2001-2003 гг.)
!!!Использование и цитирование
информации без ссылки на www.africa.travel.ru
не приветствуется!!!
©, достоверность
информации - указанные авторы статей и
описаний.
Более
подробную информацию о посольствах в Москве,
ищите на сайте
МИДа РФ (zip 34 kb.)
О посольствах
РФ - на сайте Russian Federation Embassy and
Consulate Locator.
Думайте головой! Автостоп - НЕ ХАЛЯВА!
Несколько слов от
составителей. Наши
первоочередные интересы. Инструкция для описания
страны.
Как и
куда слать Ваши добавления.