ТРАНСПОРТ и АВТОСТОП
В каждой стране Азии существуют разные
способы передвижения, подробно описанные в
разделах,
посвящённых каждой из стран. Здесь же пока даётся
общий обзор методов.
Автостоп – передвижение
на попутных машинах – возможен почти во
всех азиатских странах. Наибольшие
сложности вас ожидают в Северной Корее (КНДР), и
затем вероятно в Бирме (Мьянме) из-за
особенностей
правящих режимов в этих странах. Совершенно не
изучен автостоп в Бутане (видимо, ездить там
придётся
только с сопровождающим гидом от турфирмы за $200 в
день). Кое-где может быть плохо с дорогами
(Монголия). Но в целом, автостоп возможен почти на
всех дорогах Азии.
Во многих странах (например в Индии и в
Монголии), а также в глухих местах вне
асфальтовых дорог
почти всех стран, водитель, подбирающий на трассе
человека, надеется на оплату проезда. В случае с
иностранцем отношение бывает различным. В одних
странах даже водители автобусов с удовольствием
везут
иностранца совершенно бесплатно и угощают его,
попутно сдирая деньги (и немаленькие) с местных; в
других
местах водитель пытается содрать огромные
деньги ($100-200) с иностранца и бесплатно везёт
местных
жителей; в третьих оба типа водителей чередуются.
Поэтому нужно взять себе за правило –
предупреждать
водителей о своей сущности!
Если вы намереваетесь проехать
бесплатно – будьте добры, предупредите водителя
сразу, заранее, и
убедитесь, что он понял. Фразы «Нет денег» на
местном языке должны быть всегда записаны и
иметься под
рукой, если вы не успели их выучить.
Предупреждайте всех чётко и ясно.
Если вы хотите проехать платно –
заранее, ещё до того, как застопите машину,
представьте себе,
сколько километров до ближайшего (или до иного
нужного вам) города и сколько вы хотите за это
заплатить;
проконсультируйтесь у местных жителей. Сообщите
свою цену и пункт назначения ещё перед посадкой в
машину, чтобы вместо попутного транспорта вам не
попалось специальное такси раз в двадцать дороже.
Пока
будете ехать, подружитесь с водителем – возможно,
что к концу дороги он откажется от денег или
захочет
провезти вас дальше, уже бесплатно, если вам
будет по пути. Стоимость проезда по азиатским
дорогам в
платных машинах обычно равна местной автобусной
цене, ну и никогда не бывает больше 1 рубля за
километр
(в местных деньгах по курсу). Если больше – вас
дурят, это спец.такси, а не попутка.
Если же вы, садясь в машину, не
прояснили свою сущность, и думали, что водитель
везёт бесплатно, а он
оказался деньгопросом – тут уж вы виноваты (вы, а
не водитель). Попробуйте дать ему сувенир:
открытки из
России, металлические монетки, свою визитку с
адресом, наконец. Некоторые водители просят
денег не
потому, что нуждаются в деньгах или потратили на
вас что-то, – а так больше из любопытства (авось
что
перепадёт?) Значит, вы сами виноваты, не нашли
контакт с водителем! Но бывают настойчиво-обиженные
персонажи. Тогда заплатите автобусную цену, если
деньги у вас имеются. Если денег нет, так и
скажите.
Если водитель скандалит, хочет
получить, например, 100 долларов вместо одного
доллара – смело идите в
полицию, и на провокации водителя не
поддавайтесь. Таких жуликов, желающих получить
$100 за небольшую
прогулку, я несколько раз встречал в Афганистане.
Их испортили иностранцы, дающие всем $100 по
первому
требованию. Не поддерживайте эту традицию.
Достаточно и 100 афгани!
В начале своих путешествий, например в
Иране в 1997 году, я часто напарывался на таксистов.
С годами
я научился определять, каковы ожидания водителя,
уже по внешнему виду его и его машины (хотя бывают
и
неожиданности). Если машина очень шикарная,
дорогая, водитель интересуется автостопом,
беседует и
подкармливает вас; или это огромный грузовик,
везущий дорогой и однородный груз, и водитель,
взяв вас,
не останавливается другим голосующим – понятное
дело, водитель везёт вас не за деньги, а "за
интерес".
Если же машина старая и облупленная,
если водитель молчит и питается отдельно от вас,
и останавливается
всем голосующим, подвозит их и получает деньги с
них, или это облезлый грузовик или автобус,
везущий
кучу людей и разнородный мелкий груз, и вы забыли
предупредить о своей безденежности – скорее
сделайте
это, пока не настал час расплаты! Теперь, например
во время моего четвёртого путешествия в тот же
Иран
(2002/3 гг), деньгопросы мне уже не попадались.
Путешествие на автобусе
возможно во всех странах Азии, но за это принято
платить. Если денег жалко,
обязательно заранее предупредить водителя. Тут
уже в случае недоразумений будут правы не вы, а
они
(автобусники). Стоимость проезда в автобусах
весьма различна: в Иране, например, за $1 можно
проехать
300 километров, а в соседней Турции только 20.
Международные автобусы дороже, чем
идущие в пределах одной страны.
Поезда. Их в Азии не очень много,
не то что в России. Ездить на них довольно
медленное занятие,
больше как экзотический метод путешествия, чем
ежедневная реальность. Только в огромных Китае,
Пакистане
и Индии поезда играют существенную роль: на
поезде можно ехать и днём, и ночью, не затрачивая
никаких
усилий. Обычно для проезда в поездах
используется билет (он дешёвый везде, кроме
Турции). Можно
предъявить контролёру Дорожную Грамоту и
попросить разрешения проехать без билета.
Азиатские поезда
нередко весьма переполнены и некомфортабельны,
так что порой ни лечь, ни сесть негде. Так что
порой
после суток в поезде неплохо бы где-нибудь
отмыться и отоспаться.
В Турции и Иране поезда довольно
быстры. Можете ими воспользоваться.
Международные поезда дороже, чем
идущие по территории одной страны.
Самолёты. Редкий
путешественник пользуется самолётом в пределах
одной страны, разве уж вы очень
торопитесь. Как правило, самолёт в пределах одной
страны стоит $50-100. Дешёвые самолёты, которыми не
так давно ещё славился Иран (они стоили по $10),
канули в прошлое, и сейчас стоят так же дорого,
как и
самолёты по соседним странам. Из одних стран Азии
в другие самолёты дороже внутренних.
По городам. Основным
транспортом в больших городах Азии являются
автобусы и маршрутки (как правило,
весьма дешёвые); в нескольких самых крупных
мегаполисах есть метро или городская электричка.
Троллейбусы
имеются всего в нескольких городах Китая, а также
в Тегеране (Иран). Метро есть в Тегеране,
Калькутте,
Пекине, Дели и ещё в паре городов. Такси есть во
всех городах (стоимость проезда обговаривать
перед
поездкой). Очень полезно, находясь в мегаполисе,
иметь карту его: иначе непросто передвигаться.
Азия –
весьма населённый континент, здесь не меньше ста
городов-миллионеров и несколько огромнейших
городов
(Шанхай, Бомбей, Калькутта, Пекин, Бангкок, Карачи),
каждый из которых больше, чем Москва.
Передвигаться
по ним без карты непросто. Заранее постарайтесь
найти у знакомых, или поксерить из путеводителей
карты-схемы интересующих вас городов.
В некоторых странах таксуют
мотоциклисты. Если вас предложил подвезти
мотоциклист, сразу уточните,
платный или бесплатный подвоз имеется ввиду.
Также рикши, телеги и кареты, зарабатывающие
извозом:
зафиксируйте цену и пункт назначения ещё до
поездки.
Навигация по книге: |
* ВВЕДЕНИЕ в АЗИЮ * ПАСПОРТ и ВИЗЫ * ДОРОЖНАЯ ГРАМОТА * ИНФОРМАЦИЯ * ВЕЩИ В ПУТИ * ПОИСК ПОПУТЧИКОВ * САМОЛЁТОМ в АЗИЮ * ПОПАДАНИЕ ПО СУШЕ * ТРАНСПОРТ и АВТОСТОП * ЯЗЫКИ * БОЛЕЗНИ и ЗДОРОВЬЕ * РОССИЙСКИЕ ПОСОЛЬСТВА * ОБЫЧАИ и НРАВЫ * ХРАМЫ и РЕЛИГИИ * ДЕНЬГИ * ПОЧТА и СВЯЗЬ * НОЧЛЕГ в АЗИИ * ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ * БЕЗОПАСНОСТЬ * ЭКСТРЕННЫЕ СЛУЧАИ * |
Кротов Антон
Викторович (составитель книги).
«Вольная Азия: от Афганистана до
Японии.» – Практический путеводитель по странам
Азии для вольных путешественников.
Издание третье, расширенное и дополненное. – МОСКВА 2006, интернет-версия на
спец.сайте АВП
«Африка для всех!»
© А.Кротов, 2006, ©
соавторы по странам, 2006, © ГриЛ
(автор сайта), 2006.
!!!Использование и
цитирование информации без ссылки на www.africa.travel.ru не
приветствуется!!!
/ заказать книгу в бумажном
виде / e-mail
автору книги / e-mail
автору сайта / Наша «Гостевая Книга»
/ форумы
"Русский BackPacker"
/ Несколько
слов от составителей /
Наши
первоочередные интересы /
Инструкция для
описания страны / Как
и куда слать Ваши добавления.